Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Затруднение в общении

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, не решается подойти к детям, недоверчив и застенчив. Но также ничуть не легче выслушивать жалобы, что Ваше дитя все время дерется, обижает, мешает играть. Затруднение в общении, конфликтность и обособленность — признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

  

Здесь Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать. Данные игры групповые, т.е. требуют большого количества участников, но какие-то можно адаптировать под  индивидуальные, которые родители могут выполнять сами со своим ребенком. Я не стала адаптировать групповые игры под индивидуальные, представляю их в том виде, в котором предлагают авторы, так как, возможно, Вы захотите их использовать на детских праздниках и развлечениях, или организовать какую-либо игру на детской площадке с другими мамочками.

 

«Клубочек»

(для  детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, а ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос (Как тебя зовут? Хочешь со мной дружить? Что ты любишь? и т.д.), бросает клубочек участнику игры, тот ловит, отвечает на вопрос, обматывает нитку вокруг пальца, задает вопрос и бросает клубок другому игроку. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связываю­щие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

 

«Найди друга»

(для  детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине за­вязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

 

«Секрет»

(для  детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.



Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

 

«Рукавички»

(для  детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рука­вички, количество пар равно количеству пар участ­ников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей позд­равляют.

 

«Утка, утка, гусь»

(для  детей с 4 лет)

Участники    игры    встают    в    круг.    Ведущий внутри круга.  Он  ходит  по кругу,  указывает рукой и   приговаривает:   «Утка,   утка,   утка…   гусь»,   Гусь срывается   с   места,   убегая   в   противоположную   от ведущего    сторону.    Их обоих  задача быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыб­нуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко.

 

«Дракон»

(для  детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 

«Дружба начинается с улыбки…»

(для  детей с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

 

«Комплименты»

(для  детей с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение про­водится по кругу.

Некоторые   дети   не   могут   сказать   комплимент, им   необходимо   помочь.   Можно   вместо   похвалы просто сказать «вкусное »,  «сладкое »,  «цветочное », «молочное»   слово.

Если   ребенок   затрудняется   сделать   комплимент, не   ждите,    когда   загрустит   его   сосед,   скажите комплимент   сами.

 

«Есть  или  нет?»

(для  детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть  ли  в  поле светлячки?

Есть  ли  в   море  рыбки?

Есть  ли  крылья  у  теленка?

Есть  ли   клюв  у  поросенка?

Есть  ли   гребень  у  горы?

Есть  ли  двери  у  норы?

Есть  ли   хвост  у  петуха?

Есть  ли  ключ  у  скрипки?

Есть  ли   рифма  у  стиха?

Есть  ли   в   нем   ошибки?

 

«Тень»

(для  детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседа­ния, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

 

«Зеркало»

(для  детей с 5 лет)

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

 

«Сиамские близнецы»

(для  детей с 6 лет)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близ­нецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д.

Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

 

«Передай мячик»

(для  детей с 4 лет)

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в мак­симально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.

 Усложнить упражнение можно, по­просив детей закрыть глаза.

 

«Картонные башни»

(для  детей с 6 лет)

Потребуется несколько листочков картона, скотч. Можно использовать пластмассовые или бумажные стаканчики, веточки.

Дети разбиваются на группы по 4-6 человек. Они должны за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать.

С первого раза дети, скорее всего с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить разговаривать.

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Игры с детьми, испытывающими страхи

Коррекция детских страхов с помощью специальных игр дает отличную возможность ребенку овладеть своим страхом, научиться контролировать свои чувства

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций