Кубики Зайцева

кубики Зайцева

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.


Склад — это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. 


Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.


Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании, создавая различные по качеству вибрационные колебания, ощущаемые рукой. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.


Даже с завязанными глазами и заткнутыми ушами кубики легко разобрать на двенадцать групп:
Большие «золотые»
Маленькие «золотые»
Большие «железные»
Большой «двойной железный»
Маленькие «железные»
Маленький «двойной железный»
Большие «деревянные»
Большие «двойные деревянные»
«Железно-деревянный»
Маленькие «деревянные»
Маленькие «двойные деревянные»
Бело-зелёные со знаками препинания


Результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  •  появляются навыки грамотного письма
  •  выправляются логопедические недостатки
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов
  • быстро расширяется словарный запас
  •  формируется логическое мышление
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания


При проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев, четырёхлетки — через 16 занятий, пятилетки — через 5-10 занятий, шестилетки — через 4-6 занятий.


Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

 

1. Как тебя зовут?

— КА-ТЯ. Всего два кубика. Конечно, рациональнее четырёх (К-А-Т-Я). Теперь кубики перевернули-перевернули, переставили-переставили. Где твоё имя? Давай напишем. Вот оно: КАТЯ.Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты Тюка, а не Катя. Двухлетняя девочка смеётся. А может выйти ТИКА, КОТЯ, КЫТЬ («Ужас-то какой!»), ТЬКА, КУТЬ, ТЁК — 72 комбинации из двух кубиков. Куда спряталось твоё имя?


Уже играем. И осваиваем склады. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запечатлеть свои кубики, а на них свои склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так трудно рядом со взрослым. После одного-двух-трёх непродолжительных, весёлых занятий Катя научится составлять своё имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе.




Из трёх кубиков возможны 1296 комбинаций, а малышу нужно запомнить только одну: СВЕТА. А из четырёх? — 11140 комбинаций, составь-ка АРТЁМ. И малыши справляются.


Почему имя, а не такие слова, как МАМА, ПАПА? — Во-первых, именно это слово ребёнок чаще всего слышит. Во-вторых, с момента рождения он убежден, что является самым главным: мама, папа, дедушки, бабушки, братья, сёстры и все остальные круглосуточно заняты именно им, и только ему, а не кому-либо еще, уделяется столько внимания.


2. Озвучить выбранный склад.

Малышу полтора года. Ходит, но почти ещё не говорит. Мама на кухне моет посуду. Приносит ей кубик, показывает. «Гу, — озвучивает мама. — Неси другой!» Малыш уходит за новым. «Та», — называет мама и просит принести ещё.


Если ребёнок сам один за другим выбирает кубики, значит работает по своей программе, ведёт своё исследование. Исследовательское поведение нужно поощрять.


А если ребята постарше и их много? — Ну и что? Придётся взрослому (не моет же он посуду в это время) почаще называть склады.


3. Смешные слова.

До этой игры многие додумываются сами — дети подсказывают. Ребёнок соединяет три-четыре, а то пять и более кубиков, и просит их прочитать. Чему учимся, как и во многих предыдущих играх? — Писать и прочитывать слова слева направо, узнавать верх-низ кубиков, озвучивать их. И каждый раз новое, тобой изобретённое «слово», и каждый раз смешно и интересно!


4. «Путешествие» (для самых маленьких).

Поставим на полку какой-нибудь паровозик, за ним «вагончики» из кубиков. Каждое слово — «вагончик». Кто в этом поедет? — ВАНЯ. А маму возьмём? — МАМА. А дальше: ПАПА, БАБУЛЯ, ДЕДУШКА, брат ТОЛЯ, СОБАКА, ОБЕЗЬЯНА. Восемь «вагонов». И вот поезд отправляется. Гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять («Гуляйте, ребята, сюда не смотрите»). В это время «вагоны» переставляются. Как теперь узнать, кто где едет? Задания двух видов: «Где едет дедушка?» (превращение звуков в знаки — письмо) и «Кто в этом вагончике?» (превращение знаков в звуки — чтение).


5. Зоопарк.

Складываем из кубиков на полке: ВОЛКИ, ЖИРАФЫ, МЕДВЕДИ, ЗАЙЦЫ, КАБАНЫ, ЛЬВЫ, ГУСИ, МЫШИ, АИСТЫ, ЧЕРЕПАХИ, ПУМЫ. Или: КРОКОДИЛ, ЛИСА, ЖАБА, ЗМЕЯ, МУХИ (везде летают), ПОПУГАЙ, СИНИЦА, МЫШЬ и четверо ребят пришли: ВОВА, ВИТЯ, ЯНА, БОРЯ.


Последние 12 слов почти полностью займут две доски на полке. В таком случае ебенок ведет их поиск широкими движениями головы и глаз, отстранившись от полки на 2-3 метра и приподняв подбородок (зрение и осанка только улучшаются).


Из двух комплектов кубиков (одолжите на время у коллег из соседней группы) можно составить слов 30, расположив их на двух-трёх полках. Конечно, в играх такого типа слова многократно переставляются, опознаются ребенком и прочитываются. Сначала игра идёт как вид письма («Где синица?»), потом как вид чтения («Кто это?»).


6. «Волшебник».

Выставляется на полке какое-нибудь слово.

Дoпустим, начали сo слoва ВOЛК. Убрали пoслeдний кубик, стал ВOЛ. Замeнили кубик, пoлучили КОЛ, ещё заменили — КОЗА, потом КОНЬ — ПЕНЬ — ДЕНЬ — ТЕНЬ — СЕНЬ — СЕЛО — ДЕЛО — ЛОСЬ — ЛОСОСЬ и т. д. Каждый, кто сможет изменить слово, — волшебник.


7. Злой волшебник.

Злoй вoлшeбник прeвратил Ваню в сoбаку, а Катю в утку. Нам  нужнo их раскoлдoвать.

На пoлкe из кубиков собрана СOБAКA. Играeм на тeх жe услoвиях:

СOБАКИ — БАКИ — БАНЯ — ВАНЯ.

УТКА — ШУТКА — ШУТ — КОТ — КОРА — КАРА — КАТЯ.


8. Трансформер. 

Кто чудес не любит? Муху в слона превратить, курицу в утку, рыбу в мясо, сыр в колбасу, железо в золото…

Из реки легко сделать море, всего лишь кубик вынуть, а другой поставить: РЕКА — МОРЕ. Озеро посложнее: РЕКА — РЕЙКА — МАЙКА — МАЙ — РОЙ — ЗЕРО — ОЗЕРО.

Кошка превращается в собаку: КОШКА — СОШКА — СОБАКА. И тигром может стать: КOШКА — КOРКА — КOРТ — БOРТ — БОР — ТИР — ТИГР.


Первые трансформации осуществляет взрослый, объясняя, конечно, незнакомые или малознакомые слова.

ВОДА — СОДА — СОК.

ВОДА — МОДА — МОТ — МОЛОТ — МОЛОКА — МОЛОКО.

ЧАЙ — ЧАН — ФЕН — КОФЕ.

КЕФИР — КЕРН — ГОРН — ГОН — КОН — ЛОКОН — МОЛОКО.

СЫР — СЫН — КОН — КОЛ — КОЛБА — КОЛБАСА.

РЫБА — БАК — СОК — МЯСО.

КАША — ШАЛЬ — СОЛЬ — СОК — СУК — СУП.

КУРИЦА — КУНИЦА — ЗЕНИЦА — ЗЕНИТ — ЗЕНИТКА — НИТКА — УТКА.

МУХА — ХАН — САН — САЛОН — СЛОН.


Пора уже задания для самостоятельной работы давать: «Попробуйте железо в золото превратить» и т. п. Выполнимость задания взрослый сам должен сначала проверить:

ЖЕЛЕЗО — ЖЕЛЕ — ЛЕТО — ЛОТО — ЗОЛОТО


Источник: metodikinz.ru

 

Кубики Зайцева iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconEknЭлектронная книга

 



Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Формы и цвета

В игре «Формы и цвета» от студии «Баюн» прилагаются материалы для развития мелкой моторики: провести дорожку, дорисовать разные детали, спрятать персонажей

Занимательная логика

Развивающая игра «Занимательная логика» от студии «Баюн» — третья часть серии программ из «Раннего развития детей по системе Монтессори» для ребенка 2-3 лет

Мир вокруг нас

Обучающая игра «Мир вокруг нас» от студии «Баюн» — первая часть серии программ из «Раннего развития детей по системе Монтессори» для самых маленьких


Обсуждения
  1. Какая прелесть! Нужно срочно покупать такие кубики! У нас только кубики с буквами, а со слогами я не встречала, действительно, так ребёнок сразу обучается не только буквам, но и чтению. Спасибо!!!

  2. Очень заинтересовалась кубиками Зайцева. А где такие кубики можно приобрести? Ни разу не встречала таких в магазинах.