Почему заговорить бывает трудно?

Задержка речиРазвитие речи зависит от многих факторов. Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Причины задержки активной речи могут быть различными. Рассмотрим их.

 

Задержка речи на стадии называния

Ребенок, научившись обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такое бывает, когда малыш привык повторять слова за взрослыми, в данном случае за родителями, а в общении с другими людьми пользуется жестами, движениями, требовательными возгласами и др. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным, и, оказавшись непонятым, выражает свое недовольство плачем и криком. Такой ребенок предпочитает игры, не требующие контакта с людьми. При это он легко увлекается играми с называнием слова за взрослыми, что влечет улучшение настроения, появление стремления к общению. Ребенок испытывает потребность в речевом общении, но окружающие взрослые лишь предлагают повторять названия предметов, считая, что таким образом развивается речь.

 

В данном случае, чтобы исправить положение, от взрослых требуется:

  • включить в предметную деятельность ребенка активную речь. Для этого можно сопровождать рассказ игрушек показом «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нем жить…». Рассказ должен быть эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша, стимулирующим его стремление заговорить
  • организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе»
  • как можно больше говорить с ребенком, читать книжки, слушать аудио-сказки, создавая таким образом условия для речевого общения

 

Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослыми

Об этой причине уже было упомянуто в предыдущей статье, когда общение со взрослыми сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками. Для исправления создавшегося  положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, о чем также писалось ранее.

pochemu-zagovorit-trudno
 

Ориентация на предметный мир

 Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Внешне картина выглядит вполне благополучно, но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что он погружен в собственный мир и не реагирует на окружающих людей.



 

Например, малыш увлеченно катает машинку и не замечает взрослого, который обратился к нему с вопросом. Он стремится сделать все сам, взрослый ему не нужен. а если что-либо не получается, то, выражая протест, он смотрит куда угодно — на игрушку, в пустоту, только не в глаза взрослому. Таким образом, не стоит стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, организовывать совместную игру.

 

Конечно, малыш бывает не в меру активен: то принесет машинку, добиваясь, чтобы взрослый отложил все свои дела и катал ее вместе с ним, то книжку, которую готов рассматривать бесконечно и не один. И взрослому очень непросто быть всегда расположенным к таким ситуациям. Гораздо удобнее, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточивается на предметах и не доставляет окружающим хлопот. Но, как правило, это приводит к задержке речевого развития.

 

Как же следует поступить?

  • Включить в общении с ребенком эмоциональный контакт: ласковое прикосновение, положительная оценка его возможностей, зрительный контакт. Здесь можно поиграть в игры, типа «ку-ку», когда взрослый прячет свое лицо ладошками и радуется при встрече взглядом  с ребенком.
  • Большое значение имеет то, как именно взрослый знакомит ребенка с предметами и игрушками. Всем предметным действиям стоит придать человеческий характер — куклу жалеть, кормить, называть по имени,  лечить и т.д.
  • Количество игрушек, которые окружают малыша, следует сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катание мячика. если ребенок не проявляет интереса, можно организовать совместную игру с другим членом семьи в присутствии ребенка. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит за разных зверюшек, ребенок, вовлекаясь, начинает повторять слова вслед за ним.pochemu-zagovorit-trudno
  • Полезно совместное рассматривание картинок и детских книжек. Здесь важно, какую именно книгу рассматривать вместе: красиво оформленную или с бесцветными нечеткими иллюстрациями. Часто родители берегут хорошие, красочные издания до лучших времен и начинают знакомить детей с книгами попроще. Такие книги ребенку будут неинтересны.
  • Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу: рассмотрите вместе с ним иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недоступное для ребенка место. Тогда каждое рассматривание книги станет для малыша событием.

 

Постепенно ребенок привыкнет участвовать во всех взрослых делах, общаться с близкими, что положительно скажется на развитии речи.

 

«Детские» слова

Причина употребления «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» и др. кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от него внятного произношения. Это, конечно, непросто, поскольку ребенку для этого необходимо прилагать огромные усилия. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произношении считаются возможными до 5 лет. Здесь нужно запастись терпением: со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется само собой.

 

Если с ребенком, речевое развитие которого находится на стадии «детских» слов, мало общаются, в дальнейшем в его речи могут отмечаться различные нарушения: замена звуков, их смешение и др., что в будущем может отразиться на овладение грамматикой в школе.

 

Стремительность речевого развития

Это нарушение нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей опережают возрастные нормы и сроки развития речи. Например, ребенок в 1,3 года начинает говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, использует сложные слова. Это, конечно, вызывает гордость у родителей. С ребенком постоянно разговаривают, и почти все время он говорит сам, его учат, рассказывают сказки, читают книжки и т.д. И он все понимает, все с интересом слушает. Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система малыша не справляется с таким потоком информации. Ему трудно быстро перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека.

 
pochemu-zagovorit-trudno
 

В данном случае ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Чтобы предотвратить развитие невроза, с ребенком необходимо гулять больше, играть в простые игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

 

Помимо всего вышесказанного стоит отметить также следующие причины задержки речевого развития:

1. нарушение слуха,

2. генетическая предрасположенность,

3. заболевания или поражения головного мозга: травмы головы, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно или в первый год жизни.

4. неблагополучная атмосфера в семье.

Внимательно наблюдайте за своим малышом, попытайтесь понять его интересы. Мотивируйте его к общению.

 

Из книги «От года до семи лет»

Автор Л.Н. Галигузова

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Рождение первого слова

Первые слова ребенка так долгожданны для любого родителя, они таким с нетерпением ждут их, что часто принимают за первые слова гуление ребенка

Как заставить убирать игрушки…

Как научить ребенка убирать свои игрушки на место после игры — актуальный вопрос для всех родителей, который имеет свои особенности

Какие игрушки нужны детям

Любой родитель с появлением ребенка задается вопросом, какие игрушки нужны будут ребенку для исследования окружающего мира, общения и познания себя


Обсуждения
  1. Каюсь, каюсь, часто не бывает времени поиграть с ребенком. Нам ставили задержку психоречевого развития. Сейчас ходим к логопеду, дефектологу и психологу. Ну вот как маме разорваться и на ребенка и на домашние дела после работы??? Понимаю, что надо с ребенком заниматься, но ни сил ни времени.

    • Да, маленьким детям всегда хочется помогать родителям, и если им не разрешать, то желание с возрастом пропадает.

    • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 07:56   ответить

      Вот на примере Натальи и видно, как одна проблема тянет за собой другую.
      Не было времени поиграть с ребёнком → приходится посещать специалистов → эти походы отнимают ещё больше времени → вновь нет времени поиграть с ребёнком :-(

  2. А у нас дети позже заговорили потому что у нас семья двуязычная. Зато сейчас и английский и русский прекрасно понимается и разговариваем на двух языках.
    Мы живем в Лондоне и очень часто основной язык у детей здесь английский, меня удивляют русские семьи, которые не стремятся развить и русский язык, имея такую уникальную возможность для детей — знать два языка.

    • Мозгунова Ирина 11.12.2013 в 10:49   ответить

      Это же так здорово — знать два языка, а родители упускают предоставленную им возможность. Ведь самое сложное — создать языковую среду для ребёнка, а у таких детей она готовая — ну как этим не пользоваться?

      • А у нас в Крыму татары живут, так их дети с рождения говорят на татарском, русском, и в школе учат украинский и английский.

        • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 08:21   ответить

          Вот именно, Ирина, дети с детства — полиглоты, и не считают, что это так уж трудно.
          Я была на практике в Татарии, где у начальницы лаборатории дочка ходила в детский сад, где прекрасно общалась с татарчатами. Приходя домой переключалась на русский язык. Без проблем.

  3. Мозгунова Ирина 11.12.2013 в 10:44   ответить

    Если говорить, играть с ребёнком много, петь, причем все речевые действия должны опираться на наглядность: ест кашу — рассказываете о сороке-вороне, которая кашу варила и т.п., надевает варежки — рассказываете что-нибудь про пальчики и рукавички — ребёнок заговорит очень быстро и правильно.

  4. С раннего детства надо больше разговаривать с ребенком. У нас старшая дочь рано начала говорить. В 1.5 года стихи Агнии Барто знала назубок.

    • Да, когда много разговаривают с ребёнком, он как правило рано начинает говорить.

      • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 08:38   ответить

        Но не забываем , Ирина, что если речь не связывать с делом (игрой, рисованием, самообслуживанием в быту и т.п.), может возникнуть и такое отклонение в речево развитии, в просторечии называемое «речевой понос» (извините за грубый термин).

  5. Очень полезная статья, спасибо Вам. У нас есть некоторые затруднения в общении ребенка. Сейчас он только повторяет слова за взрослыми.

  6. При рождении было обвитие, как последствие — ребенок до 3 лет не говорил целыми словами, только слоги. Невропатолог назначил энцефабол и ещё что-то — через месяц появились целые слова.