Волшебная сила сказки

skazkoterapy

Как известно, основы нравственности закладываются с детства. Ребенок с первых шагов, с пеленок должен учиться различать «что такое хорошо и что такое плохо». И наша задача, как родителей, — не только дать представление об основных нравственных ценностях, но и сформировать в детях понимание того, что они находятся в состоянии постоянного выбора:

 

«да» — «нет»

«хочу» — «не хочу»

«буду» — «не буду» и т.д.

Выбор осуществляется на любом уровне:

«Почистить зубы — не почистить?»

«Ударить обидчика или не ударить»

А в дальнейшем: «Курить — не курить?», «Работать — не работать?»

 

Помните, как в рассказе Р.Брэдбери «Звук грома»: убил бабочку — изменил судьбу человечества. Но ведь и не убил — тоже!  Последствия просчитать невозможно, но они зависят от нашего выбора, наших представлений о добре и зле.

Поэтому важно закладывать в ребенке понимание того, что многое в жизни зависит от него самого.  А учитывая возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, лучше всего это делать с помощью сказок. Сказка учит, воспитывает, развивает и даже лечит.

 

«Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством»
Э. Фромм

 

Почему сказка лечит?

Сказка — это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В ней нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребёнок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания. Сказка помогает изменить  поведение Вашего ребёнка  в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать.



Сказкотерапия

Малыш может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание истории или сказки и понять идею. Он может прослушать историю и ничего не изменить в своём поведении — его никто к этому не принуждает. И всё-таки ребёнок скорее всего запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всё новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребёнок изменит своё поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама.

 

Слушая историю или сказку, ребёнок отождествляет себя с героем. Сказки, истории позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребёнок избавляется от чувства, что он один на свете такой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение укрепляет в нём уверенность в себе и помогает строить отношения с окружающими людьми.  И именно понимание и облегчение несут в себе лечебные свойства. Сказка дает совет: «что делать, если…».

 

Такие лечебные сказки называют психокоррекционными. Но не стоит пугаться этого слова. Ведь термин «коррекция» буквально означает  «исправление». Психокоррекция направлена на работу именно со здоровыми людьми, на исправление недостатков в поведении человека и эмоциональной сфере.  Поэтому такие сказки создают специально для исправления определенного недостатка, для конкретного ребенка в нашем случае. Часто  психокоррекционные сказки называют психотерапевтическими историями.

 
skazkoterapy
 

Многие родители сталкивались с тем, что ребенок готов уже сотый раз слушать одну и ту же сказку. Казалось бы, наизусть ее знает, а просит прочитать еще. Почему так происходит?  Почему ребенок любит слушать одни и те же сказки? Очевидно, определенная история разворачивается для ребенка как его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Мы можем заметить, что в определенном месте сказки ребенок начинает вести себя иначе: замирать, задавать вопросы, чтобы что-то пояснить для себя, что-то, что его волнует, либо чтобы уйти от волнующей темы, а может вообще закрыть книгу и отказаться слушать дальше. Вот тут родителям и нужно задуматься, проанализировать, что же именно ребенка волнует, какая проблема у него имеется.

 
Line
 
Сказка — это прививка от многих недугов, самое вкусное лекарство, которое поможет ребенку избавиться от вирусов непослушания и плохого поведения. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т.д. — прочитайте ему одну из сказок, и Вы увидите, как изменится его поведение.
 

Сказки на коррекцию эмоциональной сферы ребенка
Сказки от непослушания
Сказка на ночь

 

В детско-родительских отношениях всегда должны присутствовать чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, Вы вместе с детьми попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется прекрасная возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



О чем могут рассказать детские рисунки?

О чем же могут поведать нам детские рисунки — конечно, в первую очередь о том, что наиболее важно и актуально для ребенка — свои переживания

Танцевальная терапия

Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости

Куклотерапия

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те […]


Обсуждения
  1. Каждая сказка, рассказанная либо прочитанная ребенку, это как история случившаяся с ним, где роль которую он выбрал это его внутренний идеал. Действительно сказка лечит, помогает ребенку действовать самостоятельно, в этом ее одна из основных задач.

  2. Мы каждый день читаем сказки, есть уже и любимые, малыш просит их читать по нескольку раз, я всегда делаю акцент на положительных и отрицательных героев сказок, как нельзя делать, и что делать нужно, сынок уже понимает, кто плохой, а кто хороший, есть у нас уже и любимые персонажи из сказок…

  3. Да действительно заметила, что сказки влияют на исправления поведения ребенка, и лучше объясняют ему как делать можно, а как нельзя)

  4. У меня племянник обожает слушать сказки наши старые, еще советские. А вот современные как-то не очень воспринимает, больше на картинки акцентирует внимание.