Агрессия
Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в самом раннем возрасте. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.
Сейчас проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Бабай и заберет тебя!»), до прямых оскорблений и угроз («Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды), так и прямой (бьют кулаком по голове, лицу, кусаются и т.д.). Такое агрессивное поведение иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции.
Слово «агрессия» означает «двигаться на», «наступать».
Детская агрессия и ее возрастные проявления
В младенческом возрасте агрессия проявляется в приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается чаще это вспышками злости и гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, щипанием, драчливостью.
Агрессивные действия младенца первоначально направлены на самого себя, когда он царапает и кусает сам себя. Однако уже в первый месяц жизни агрессия направляется вовне: жестоко обращается с материнской грудью, лицом, руками и волосами. Такое поведение ребенка можно считать условно агрессивным, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. Это выражение неудовольствия.
В раннем детстве появляются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот период дети начинают использовать физическое насилие, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении прослеживается реакция нападения. Здесь идет конфликт между «обладать» и «отдавать», которые могут иметь как положительные, так и отрицательные ожидания.
Так, желание «обладать» можно рассматривать как грубый захват, так и как способ заботы (иметь и сохранять). Если ребенок склонен «отдавать», это может говорить о пассивности ребенка, неспособности отстаивать свое, с одной стороны, и с другой – доброжелательное отношение к ровесникам, коммуникабельности.
Большинство детей 1,5-2 лет добровольно не отдают собственные игрушки или делают это, уступая родителю, с явной неохотой, обидой, плачем. И как только появляется возможность, стремятся, часто с применением физической силы, вернуть эти игрушки себе. Дело в том, что ребенок рассматривает свои вещи, в том числе и игрушки, как часть самого себя. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» сравнимо «Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!».
Ближе к трем годам ребенок научается контролировать свою агрессию и выражать ее в приемлемых рамках. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.
В этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и расширяются социальные контакты ребенка. В то же время ребенок сталкивается с новыми запретами, ограничениями и обязанностями, что приводит к конфликту: ребенок ограничен в удовлетворении своих потребностей и воспринимает ситуацию как отвержение со стороны родителей. Это приводит к появлению злости, отчаяния, агрессии. Однако, если раньше на агрессивность ребенка родители реагировали лаской, отвлечением внимания, переводом в шутку, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий. Ребенок не знает, как ему реагировать на такую контрагрессию родителей. Это может привести к всевозможным психическим расстройствам, которые проявляются в потере аппетита, тревожном сне, энурезе. Также стоит помнить, что за агрессией обычно стоит другая эмоция, чаще всего страх — боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. И чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
Также в раннем и дошкольном возрасте проявление агрессивности во многом зависит от особенностей «эдиповой ситуации» в семье. Было установлено, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдается к кукле «отца», а наименьшая к кукле «матери», у девочек – наоборот. Также мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики менее агрессивны и более зависимы.
Соотношение реакций гнева у детей
Возраст | Менее года | От 1 года до 2 лет | От 2 лет до 3 лет | От 3 до 4 лет | От 4 до 8 лет |
---|---|---|---|---|---|
Взрывные реакции гнева (%) | 88,9 | 78,4 | 75,1 | 59,9 | 36,3 |
Направленные реакции гнева (%) | 0,7 | 6,3 | 10,6 | 25,6 | 28 |
В страшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения, в которой наблюдается агрессия, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой.
Однако такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Во-первых, это всего лишь форма игры. Если понаблюдать за детьми, то можно увидеть улыбки на их лицах (чего не скажешь о выражении лица человека, действительно подвергающегося насилию).
Во-вторых, «игры-потасовки» обеспечивают детям развитие двигательных способностей, навыков общения, эмоциональных контактов, дружбы, любви) и сотрудничества, умений совместно решать проблемы.
Психологическую основу таких игр составляют желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности. Однако неадекватное восприятие таких игр взрослыми может привести к пагубным для них последствиям.
Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять проявления детской агрессивности. Они отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлением враждебности. При это подавленная агрессия не исчезает, а накапливается. И в один прекрасный день она может вырваться наружу.
Очень часто требование вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а только собственные проблемы взрослых: усталость, повышенная нервозность, которые усиливаются под действием детского гама. В таких случаях взрослым лучше честно признаться в этом сначала себе, а потом довести до детей в прямой и понятной для них форме: мама устала, у бабушки болит голова и т.д.
Важно также помнить, что дети в разговорах, играх стараются копировать поведение взрослых. Но взрослые не всегда осознают свое поведение, зато когда видят его со стороны – реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же дети, которые копируют родительское поведение, а получают за это замечания, угрозы и наказания.
Автор И.А.Фурманов
Из книги «Психология детей с нарушениями поведения»
На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
И.А.Фурманов «Психология детей с нарушениями поведения»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить на ЛитРес |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Замечательная статья, всё так верно подмечено, я восемь лет работала воспитателем ясельной группы. Тогда детей отдавали в ясли с одного года. И с признаками агрессии знакома не по наслышке (особенно при борьбе за игрушки). У одних детей вспышки агрессии бывали чаще, у других совсем не было, (в основном у детей тихих и спокойных). Но это нормально, когда у детей бывают приступы агрессии. Родителям стоит беспокоится, если они возникают слишком часто, или не возникают совсем. Ведь малыш ищет своё место в этом мире, отстаивает свои права, и выражает свои эмоции так, как умеет это делать. Были всякие случаи, кто то дрался, кто то кусался, толкался. Всегда старались найти подход к малышу. При драках за игрушки, старались отвлечь внимание игрой, сказкой, другой игрушкой. Труднее всего было отучить малыша беспричинно кусаться.
Агрессия у детей часто возникает из-за неумения наладить отношения между собой: тянут в разные стороны одну машинку и орут что есть мочи, но не от того, что машинка нужна, а от того, что рады бы и вместе поиграть, да не знают как.
Детская агрессия-это страшно. Дети еще не понимают, какой вред могут нанести ближнему-могут очень сильно покусать кого-то, ударить чем-то. Но страшно, когда взрослые дети понимают и делают что-то ужасное.. У моей дочери в школе старшеклассники толкнули мальчика с лестницы-он долго был болен, это очень страшно. А что вытворяют взрослые девочки? Это ужас, и за волосы, и бьют. Дети стали агрессивными.
В наше время по телевизору (часто и в мультфильмах) — полно жестокости и агрессии. Не удивительно, что все больше агрессивных детей.