Арт-терапия. Лечение искусством
К коррекции отклонений и нарушений в поведении и эмоциональной сфере ребенка важен гибкий подход. Именно такой является арт-терапия, которая дает ребенку возможность проигрывать, переживать и принимать какую-либо проблему тем способом, который он выберет сам. Арттерапевтическая методика позволяет ощутить проблему настолько, насколько человек сам это позволяет и готов к ее переживанию.
Сам ребенок, как правило, даже не понимает того, что с ним происходит во время проведения арттерапевтической методики.
Термин «арт-терапия» буквально означает «лечение искусством«.
Арт-терапия предлагает ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в творчестве. С помощью него ребенок познает не только свое «я», но и устанавливает связь с окружающим миром и ищет пути решения возникших проблем.
Виды арт-терапии:
- рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве
- библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений
- музыкотерапия
- драматерапия
- танцевальная терапия и др.
В дошкольном возрасте наиболее часто используются рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкотерапия.
В сравнении с другими методами, арт-терапия имеет свои преимущества.
Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей, пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для гиперактивных детей, которым зачастую трудно научиться делать выбор, принимать решение. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход социально неприемлемым негативным эмоциям и чувствам, поскольку ребенок может выпустить пар, снять напряжение в процессе работы. Иногда в процессе создания продукта творчества или созерцания художественного произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания, мысли, которые в повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого.
Какие проблемы решает арт-терапия?
- трудности эмоционального развития
- стресс
- депрессивные состояния
- импульсивность эмоциональных реакций
- переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества
- повышенная тревожность, страхи, фобии
- наличие конфликтных отношений в семье, со сверстниками
- неудовлетворенность типом семейного воспитания: чрезмерная или недостаточная опека, жестокое обращение, чрезмерные требования и др.
- ревность к братьям и сестрам
- низкая, искаженная, неадекватно завышенная самооценка
- низкая степень самопринятия
Лечение искусством можно использовать как в виде основного метода, так и в качестве вспомогательного.
Любое творчество, в любом его проявлении и форме должно быть для ребенка радостью, приносить ему удовольствие. Здесь невозможно принуждение. Ребенок сам должен захотеть читать, рисовать, лепить, слушать музыку или книжку, шить или что-либо строить. Однако для благотворного влияния арт-терапии на ребенка недостаточно того, что эти занятия приносят радость только ребенку, они должны приносить радость и вам. И вы должны получать от этого удовольствие.
У вас должно быть отличное настроение, когда вы предлагаете ребенку вместе что-нибудь нарисовать, почитать, придумать.
Сказкотерапия |
Рисуночная терапия |
Музыкотерапия |
Куклотерапия |
Танцевальная терапия |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Я постоянно использую музыкотерапию у себя в музыкальном зале ))) А если серьезно, то и нам взрослым эти методики помогают здорово.
Творчество -само по себе это напряг. Счастливому человеку творчество не нужно.И иногда я думаю,что поощрять людей к творчеству,подбивать их на самовыражение путем занятий искусством -это не решение их проблем,а добавление напрягов. Причем из лучших побуждений.