Большие проблемы маленького человека

«Дети всегда внимательно слушают тогда, когда говорят не с ними.»

Элеонора Рузвельт

Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывают тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке.



в детский сад

Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.


Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.


Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.


Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.




Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются игровая деятельность и взаимоотношения с детьми.


Причины плохой адаптации

1. слабо развитая предметная деятельность

 Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь).


2. близкий эмоциональный контакт ребенка с мамой

Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому и достаточно самых простых знаков внимания, чтобы.он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.


Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок- привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду,  полезно поощрять его общение с другими людьми.Когда к Вам приходят друзья, или Вы сами идете в гости с ребенком, постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили Вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.


Разумеется,  семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но нужно помнить, что мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде.


А теперь проверьте, готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
  • Как ведет себя ребенок при расставании с близкими и встрече после разлуки?
  • Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
  • Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
  • Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения или просьбы: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
  • Как малыш реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть ли в его поведении элементы конфликтности?
  • Каким образом ребенок налаживает контакты с разными взрослыми?
  • Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, внимание к ним, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?


Если Ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли. Он готов к новым изменениям в своей жизни.


Источник:

Источник иллюстрации: Resuelto.com, Halton Parents



Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Дошкольный возраст

Дошкольный возраст наступает в три года и длится до школы

Я сам!

Маленькие дети стремятся помочь маме или папе, и чтоб не погасить их желание, важно вовремя начать воспитывать у них трудовые навыки

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка — важная составляющая детского здоровья и полезен он для всей семьи, так как улучшает эмоциональные взаимоотношения взрослого и ребенка


Обсуждения
  1. Наталия Соколова 11.10.2014 в 20:40   ответить

    Мой ребенок очень сильно ко мне привязан, поэтому я даже не стала его отдавать в детсад в 2 года. Не хотела лишний раз его травмировать. Он пошел после трех лет, и адаптация прошла безболезненно. Ребенок уже сам хотел нового общения.

  2. Я тоже считаю, что если ребенок не готов отлучиться от мамы, то стоит повременить с детским садом. Вчера шла со старшим в детский сад, а по дороге ребенок лет трех навзрыд ревел, умолял маму не отводить его. Так жалко было малыша.