Что делать, если… Вопросы по детским страхам — часть 1


ребенок боится

«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.»

А.П. Чехов

В этой статье мы рассмотрим типичные вопросы родителей по поводу детских страхов.

 



Что делать, если:

 

1. …девочка стала бояться мужчин.

Здесь нужно разбираться. Если в семье есть папа, то встает важный вопрос — как он относится к дочери? Часто ли уделяет ей свое внимание? Для девочки 4-5 лет папа играет не менее важную роль, чем мама. Именно в этом возрасте у нее формируются представления  о мужчинах. Важно, чтобы отец постоянно говорил дочери о ее успехах и достижениях, о том, что она самая лучшая и красивая.  Это формирует у девочек положительный «Я-образ». В будущем ей легче будет строить взаимоотношения с мужчинами.  И наоборот, равнодушное, жесткое, холодное и невнимательное отношение отца к дочери формирует у нее впоследствии неадекватное поведение в социуме.

 

Страх мужчин может быть связан и с дефицитом общения девочки с противоположным полом. Если мать одна воспитывает дочь, надо чаще приглашать в дом друзей, среди которых есть представители мужского пола. Наладить отношения с дядями, дедушками и двоюродными братьями.

 

Такого типа страх является временным и снимается только доброжелательным общением с близкими значимыми для девочки мужчинами.

 

2. … ребенок ни  на минуту не остается один.

Чем больше мы стараемся опекать ребенка, оберегать его от различных трудностей, тем больше показываем ему, что мир полон опасностей и без взрослых в нем делать нечего.  Никогда не стоит пугать ребенка тем, что «если плохо будет себя вести — мама уйдет». Ребенок подобные слова принимает «за чистую монету», чувство доверия подрывается, и появляется страх потери родителей.

 
strah-spat-odnomu.jpg
 

3. …ребенок отказывается спать в своей кроватке.

Во-первых, нельзя отрицать наличие страхов у ребенка, стыдить его и убеждать, что ничего страшного нет. Для ребенка его страхи — реальные и эмоционально  очень сильно переживаются.

 

Во-вторых, если ребенок спит со взрослыми и приучен так с рождения, то легко и быстро поменять эту приятную для него привычку не получится. Нужно набраться терпения и постараться отучать его постепенно: пусть только часть ночи вы будете вместе, потом побудьте рядом, пока ребенок засыпает, почитайте книжку.  Также важно сделать постель ребенка привлекательной, удобной и приятной.  Купите красивое постельное детское белье, положите рядом любимую игрушку, а главное — всегда напоминайте ребенку, что Вы его любите и ночью будут рядом.

 

4. …ребенок боится громких звуков.

Пороги чувствительности у всех детей разные, одни реагируют на малейшие шорохи, а другие не замечают шума отбойного  молотка за окном. Для детей раннего возраста (примерно до 1,5 лет) подобный страх является нормальным. Если же старший дошкольник ведет себя подобным образом, то правильнее всего будет обратиться к детскому неврологу. Обычно этот симптом имеет нервно-психически ослабленные дети.

 

5. …ребенок боится всего: зимой — сосулек, весной — падающих с деревьев пушистых почек, летом — жуков, пауков и т.д.

Лучше всего в данной ситуации начать совместное с ребенком увлекательное изучение природы и окружающего мира. Кто где растет, чем питается, откуда появляется и пр. Купите красочные природоведческие книжки. В настоящее время, в век компьютеров, многое можно  увидеть и узнать не выходя из дома. Купите игрушечный набор юного следователя — лупу, бинокль и пр. У любого ребенка есть врожденная любознательность. Используйте ее в Ваших беседах и занятиях. Чем больше ребенок будет знать об окружающем мире, тем меньше у него будет немотивированных надуманных страхов.

 

6. «Мама, я сейчас поиграю в смерть!»

Игра в смерть у ребенка связана с формирующимся в возрасте 5-7 лет страхом смерти. Чтобы отреагировать этот страх, ребенок и играет в подобные игры.  Так он снимает эмоционально напряжение, которое появилось у него в связи с новыми переживаниями.

 

Начиная с 5 лет у ребенка развивается абстрактное мышление. Ребенок задает много вопросов, пытается самостоятельно строить умозаключения. Начинает осознавать такие понятия, как пространство и время, понимает, что любая жизнь имеет начало и конец.  Когда ребенок делает такое открытие, он начинает переживать и тревожиться за своих близких, начинает бояться смерти.  Этот страх сильнее выражен у детей, которые уже сталкивались со смертью, или у детей, не имеющих мужского влияния — защиты, а также у эмоционально чувствительных детей. Причем девочки боятся смерти значительно  чаще, чем мальчики.

 

Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это свидетельство того, что ребенок сделал шаг  вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить осознать, как часть своего жизненного опыта, и переработать в сознании к 7-8 годам.

 

Чтобы страх смерти не зафиксировался в сознании ребенка, не следует провоцировать дошкольника своим поведением: не надо связывать в сознании ребенка слова «смерть» и «болезнь», иначе ребенок будет бояться, когда заболеет сам или его родители; разрешать детям смотреть все подряд о телевизору; брать на похороны ребенка до подросткового возраста.

 
nikto-ne-druzhit.jpg
 

7. …боится, что с ним никто не будет дружить.

Во-первых, так ведут себя дети, имеющие низкую самооценку, не уверенные в себе. Значит, нужно чаще хвалить такого ребенка даже за маленькие успехи и достижения, подчеркивать положительные стороны в характере и поведении: «Какой ты молодец, что сам убрал кровать, помог мне донести продукты, аккуратно сложил игрушки и т.д.» Во-вторых, избегать отрицательных оценок при сравнении ребенка с другими детьми.

 

В-третьих, необходимо помочь ребенку найти друзей, приглашая в гости детей, организуя для всех маленьких праздники. Дайте возможность ребенку проявить активность на празднике, например провести какой-либо конкурс, раздать призы, накрыть стол с угощениями и пр. Для ребенка с такими страхами  надо создавать насыщенную среду для разнообразного общения. Дети тянутся к тем, кто открыт, общителен и умеет делиться игрушками.

 

Также необходимо объяснить ребенку, что если один ребенок не хочет с ним играть, то другой обязательно пойдет навстречу. Чаще беседовать с ним о том, какие ребята в детском саду ему нравятся, какие нет и почему. Расскажите, что вполне естественно, что одни дети хорошо дружат, а другие не могут играть вместе, что это нормально, что у всех взрослых (приведите конкретные примеры) в детстве  бывали такие ситуации. Если все дети отвергают какого-то одного сверстника, значит, причину надо искать в отвергнутом ребенке.

 

8. …боится стричь волосы.

Это вполне распространенная проблема. Чем младше ребенок, тем труднее этот процесс организовать. Дети боятся ножниц (могут поранить), шампуня (будет щипать глаза), чужую тетю парикмахера (неизвестно, что от нее ожидать) и пр. Нельзя начинать стричь или вести  на стрижку негативно настроенного плачущего ребенка, тем самым Вы закрепите отрицательное отношение к стрижке.

 

Лучший способ — настроить ребенка дома с помощью игры в парикмахерскую.  В любой семье найдется кукла, на которой можно поэкспериментировать. Вам надо взять на себя роль куклы и проиграть весь сюжет от начала до конца. Пусть кукла вначале «сопротивляется», «плачет», потом при виде красивых картинок со стрижками, нарядных принцесс, «побывавших» в парикмахерской, успокаивается и т.д. С мальчиками суть остается такой же, меняются только сюжеты игр.

 

Отличный вариант, если Вы возьмете ребенка с собой в салон,  где Вам будут делать стрижку. Ребенок увидит, что мыть голову и стричь волосы не больно и не страшно. Можно и просто походить в парикмахерскую «на экскурсию». Ребенок, который наблюдал процесс стрижки, и получил больше информации и профессии парикмахера, никогда не будет бояться. Дети постарше, 5-7 лет, сами уже  могут выбрать себе прическу, стрижку.

 
strah-vody-.jpg
 

9. …ребенок боится заходить в воду (водоемы).

По-видимому, у вашего ребенка уже был отрицательный опыт, связанный с водой. Либо это очень тревожный ребенок, запуганный неверной информацией о «водных кошмарах». Дети очень впечатлительны, и рассказы бабушки о том, как она тонула в детстве, или о том, как ее «укусила» медуза, могут вполне привести к такому страху.

 

Для начала устройте рядом с домом игры с водой. Подойдет большой таз (корыто и пр) и множество мелких игрушек. Хорошо, когда ребенок играет не один, а с другими детьми. Пусть брызгается, плещется, и не бойтесь, что он намочит одежду. Купите маленький надувной бассейн, налейте туда немного воды, и пусть ребенок там играет.  Страх перед большими водоемами невозможно быстро снять, надо время и терпение.

 

Отнеситесь серьезно к страхам ребенка, не высмеивайте его за «нападение крокодила» в местном пруду. Это реальные страхи, и Ваша задача — дать ребенку как можно больше правдивой природоведческой информации. Вместе с ним изучите, кто обитает в водоемах Вашего края, в море (если Вы уехали туда). Постарайтесь заинтересовать ребенка своим рассказом. Если ребенок вооружен знаниями и у него сформирован положительный опыт взаимодействия с водой, страх этот пройдет.

 

Источник: Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

 

Шапиро Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

 
 

Разговор с ребенком:

«Немного о тех, кто тебя окружает»

 
Stroit-mosty-.jpg

Это сильный мужчина в твоей семье. Он любит вас и заботится о вас с мамой так, как умеет. Он когда-то взял ответственность за тебя и вашу семью. Он старается защищать вас, если это требуется. Он зарабатывает деньги, думает о вашем будущем.

 

Папы очень любят своих детей. И твой папа тебя любит. Но далеко не все из них умеют проявлять свою любовь. Мужчинам это сложнее дается, так что уж будь к нему снисходителен, но знай, что любовь к тебе точно живет в его сердце.

 

Поскольку папы думают о будущем, то их обычно больше интересуют твои уроки и поведение. Им важно, чтобы ты стал успешным человеком.

 

Некоторые папы думают, что успех в жизни зависит только от оценок в школе, поэтому им так важно, как учатся их дети.

 

Это не совсем так. Оценки, конечно, важны. Ведь чем больше ты знаешь, тем больше потом выбора: кем быть и чем заниматься. Но оценки — это не главное. Важно, чтобы тебе было интересно учиться, тогда ты будешь легко и радостно постигать все новое в своей жизни.

 

Нужно, чтобы ты умел думать по-своему, и тогда ты справишься с любой жизненной задачей. Очень важно научиться самому оценивать свою работу, чтобы тебе было интересно разгадывать тайны своих ошибок и достигать те цели, которые ты поставил себе сам.

 

Мамы иногда любят пугать детей папами: «Вот папа придет, он с тобой разберется!» Это они зря. Папа — не страшный. Просто у него задача такая — устанавливать и следить за порядком в семье. А то если в семье хаос, беспорядок, то управлять ею трудно.

 

Из книги «Как строить мосты, а не стены»

Автор Ирина Млодик

 

Млодик-мосты Ирина Млодик «Как строить мосты, а не стены»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconLitr Купить в ЛитРес

 

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Страх несоответствия

Страх несоответствия впервые появляется в школьном возрасте и имеет два пиковых периода: момент поступления в школу и подростковый возраст

Интуиция — как отыскать ее в себе

Как научиться отличать свой внутренний голос от собственных предубеждений и недостроенных логических цепочек, что такое интуиция и как отыскать ее в себе

Страх смерти

Страх смерти просыпается позже других, годам к 5-7, однако по интенсивности он один из самых сильных



Обсуждения
  1. Очень познавательная статья!
    Некоторые моменты о страхах детей зачитывала мужу. :) Он не пугает, это для общего развития. :)

  2. Я помню, что в пятилетнем возрасте очень боялась воды — зайти «по пуп» было для меня верхом возможностей. Но в 10 лет научилась плавать, и все хорошо.