Что делать, если… Вопросы по детским страхам — часть 2


ребенок боится

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

В.А.Сухомлинский

Сегодня мы продолжаем рассматривать вопросы о детских страхах, способах их преодоления. В статье будут также затронуты вопросы страхов детского сада.

 



Что делать, если:

 

10. …ребенок боится выступать на праздниках.

Начнем с того, что по характеру все дети разные, есть дети общительные, легко вступающие в новые контакты, а есть замкнутые, чувствующие себя комфортно только в кругу очень близких людей. Первые без проблем активно участвуют в праздниках, вторые предпочитают оставаться «в тени». Это нормальная ситуация в любом детском возрасте (и взрослом тоже) коллективе. И можно было бы никак не вмешиваться тут родителям и педагогам, но страх перед публичными выступлениями все равно надо стараться уменьшить, так как ребенку в дальнейшем потребуется отвечать у доски в школе и многое другое.

 

Поэтому таким детям дают маленькие роли на празднике, вначале без текста, чтобы снять страх перед детской и взрослой аудиторией, а потом постепенно вводят в сценарий праздника, с короткими стишками, например.  Главное в этих действиях — чтобы ребенок получил положительные эмоции от своего участия в празднике. Когда он почувствует, что никакой опасности в публичных выступлениях нет, он сможет со временем побороть свой страх.

 

Известно, что с возрастом этот страх у большинства людей проходит, потому что расширяется поле социальных контактов и появляется больший опыт общения. Однако помните, что заставлять ребенка выступать публично нельзя, это может привести к социофобии.

 

11. …боится ходить на физкультуру из-за страха высмеивания сверстниками его полноты.

В определенном возрасте, как правило после 5 лет, для ребенка становятся очень важны взаимоотношения со сверстниками. Причем важно все: как относятся ребята к нему, слушают ли, хотят ли с ним играть, что говорят. Появляются первые глубокие детские обиды, связанные с отвержением со стороны дошкольников. Чрезвычайно важно, как ребенок относится к своей полноте. Если он принимает себя таким, какой он есть, то все легко поправимо. Если же он сильно переживает из-за своей непохожести на других, то исправить положение будет сложнее.

 

Старайтесь подчеркивать положительные стороны в ребенке, дайте ему почувствовать уверенность в себе, подчеркивайте всегда, что Вы его любите таким, какой он есть! Когда ребенок имеет положительную самооценку, ему легче противостоять насмешкам окружающих, он может даже посмеяться над собой вместе с другими (в случае, если речь идет не об оскорблении, а о безобидных словах). Важно, чтобы мальчик умел делать то, чем не владеют сверстники, и мог продемонстрировать это детям. Убедите ребенка с помощью реальных примеров из жизни, что внешность человека не определяет отношение к нему окружающих. Душевные качества, чувство юмора, ум важнее в тысячу раз, чем излишняя полнота или худоба.

 

Ваша поддержка очень нужна ребенку, которого «травят» сверстники. Детские (взрослые тем более) сообщества жестоки по своей природе. Любая инаковость вызывает отторжение. Вспомните сказку «Гадкий утенок» и акцентируйте внимание на том, чем она закончилась. Если ситуация в детском саду (школе) не меняется, то лучше перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

 
son-v-detskom-sadu.jpg
 

12. … ребенок боится засыпать в детском саду.

Нередко так непросто проходит адаптация к детскому саду. Дети отказываются играть, есть, спать и даже ходить в туалет. Это невротическая реакция ребенка, с которой при грамотном поведении родителей и педагога можно справиться.  Для таких детей нужен щадящий режим пребывания в ДОУ: небольшое количество детей в группе, пребывание в детском саду не более 2-3 часов первые 2 недели, доброжелательное отношение педагогов.

 

Если Ваш ребенок уже давно посещает дошкольное учреждение, то надо искать причину такого поведения.  Обычно проблема кроется в нарушениях в эмоциональной сфере ребенка. Гиперактивные дети, например, эмоционально неуравновешанны и двигательно расторможены, с трудом успокаиваются и долго не могут заснуть. Ребенок скованный, зажатый, эмоционально напряженный и излишне тревожный также не может уснуть, поскольку он будет беспокоиться о том,  что может проспать приход мамы и пр.  Поэтому, выявив причину, мы можем наилучшим способом помочь малышу. В любом случае недопустимо применять авторитарное воздействие, угрозы и стыдить ребенка (все спят, а ты нет!).

 

Можно укладывать ребенка с его любимой игрушкой, он будет чувствовать себя увереннее, или посидеть рядом, поглаживая ребенка, говоря спокойным голосом, если он принимает воспитателя позитивно. Хорошо, если воспитатель не будет создавать ложную установку: уснуть надо во что бы то ни стало. Успокойте ребенка словами о том, что он может не спать, а только тихонько полежать. Это часто дает необходимый желаемый эффект. Не заостряйте на этой проблеме внимание. Маме не надо обеспокоенно спрашивать каждый раз: он спал сегодня? Поскольку часто такое поведение наблюдается у нервно ослабленных детей, надо меньше говорить об отсутствии дневного сна при ребенке. а дома пораньше укладывать ребенка спать.

 

13. …ребенок боится, что его заберут последним из детского сада.

Если такой страх появился, значит, в жизни ребенка была ситуация, когда родители его не предупредили и пришли за ним очень поздно. А ребенок знает, что его всегда забирают рано. Почти у каждого ребенка подсознательно присутствует страх быть оставленным в детском саду. Особенно если ребенок часто болеет и редко посещает дошкольное учреждение или у него нет доверительных отношений с родителями.

 

Чтобы предупредить такой страх, нужно заранее подготовить ребенка  к тому, что мама (другие родственники) могут прийти в какой-то конкретный день поздно  и ребенок может остаться из детей один. Если у Вас случились форс-мажорные обстоятельства и Вы не успеваете вовремя забрать ребенка — позвоните и предупредите педагога, пусть он успокоит Вашего малыша. Нет ничего катастрофического в том, что Вы поздно пришли за своим ребенком, но нельзя делать это без предупреждения. Есть дети, которых всегда забирают самыми последними, они привыкли и редко тревожатся по тому поводу.

 

14. …ребенок боится идти в детский сад.

Для начала необходимо разобраться в причине такого поведения. Может, ребенка обидели сверстники, воспитатель или помощник воспитателя. Возможно, малыш сильно привязан к маме и боится без нее оставаться. Причин может быть много. Чтобы ни говорил Ваш ребенок, обязательно пообщайтесь с педагогом. При эмоциональной привязанности к маме ребенка в детский сад может отводить папа.  Сама мама не должна показывать свои опасения по поводу дошкольного учреждения: вдруг заболеет, ударят, плохо накормят и пр. Дети отлично «считывают» такую негативную информацию и начинают пугаться.

 

Ребенок может и манипулировать родителями, которые считают своего малыша «светом в окошке». Если ребенок — «центр Вселенной», то ему несложно найти «рычаги воздействия» на излишне опекающих мам и пап. Тут нужно быть твердыми. Ребенок учится преодолевать препятствия. Чаще говорите ребенку о преимуществах детского сада: там интересно, можно поиграть и пообщаться с ребятами. Если причины очень серьезны (непрофессионализм и жестокость педагога) — лучше забрать ребенка из подобной психотравмирующей ситуации.

 
boitsya-papu.jpg
 

15. …ребенок боится папы.

Вопрос сложный, потому что, с одной стороны, авторитет отца должен быть в семье обязательно, а с другой стороны — отец — это не страшилка, которой надо запугивать детей ( вот придет отец — он тебе покажет! Все расскажу отцу, мало не покажется и пр.) Страх перед отцом бывает так велик, что дети даже отказываются рисовать отца и выбирать его из предложенных кукол.

 

Однако сейчас, пожалуй. чаще встречается другая крайность: отец ведет себя через чур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит.  В этом случае ребенок лишается психологической опоры в лице отца и может вырасти своенравным, неуравновешанным, истеричным. Такой ребенок не способен не то что стать лидером — он даже не приучен умерять свои капризы и, конечно, при малейшем столкновении с реальностью за стенами своего дома будет страдать.

 

В подростковом возрасте, привыкнув всегда настаивать на своем, своенравный ребенок вообще может стать неуправляемым. Практически в каждой семье возникают ситуации, когда удержать подростка от опрометчивого шага может только сила родительского — в первую очередь отцовского — авторитета. А если авторитета нет и не было?

 

Поэтому побаиваться отца ребенок, по-моему, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безусловно, стоит стремиться. Но отцовский гнев должен быть справедливым и раздражаться не по пустякам, а только в крайних, критических ситуациях. Иначе он станет привычным.

 

Источник: Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

 

Шапиро Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

 
 

Разговор с ребенком:

«Когда пьет кто-то из родителей»

 
Stroit-mosty-.jpg

В нашей стране, к сожалению, такое встречается во многих семьях. Вообще, это называется алкогольная зависимость. Тот, кто пьет, — человек,  психически и психологически зависимый от алкоголя, то есть не может без него обходиться долго.

 

Сложностей в этом несколько. Первая — сам человек не хочет признавать, что он зависим, и поэтому не может перестать пить. Вторая — чья-то зависимость становится проблемой всей семьи, и твоей в том числе, если это происходит с кем-то из близких. Третья — избавиться от этой проблемы не так просто, как может показаться на первый взгляд.

 

Сначала расскажу тебе, как устроена зависимость и чем она опасна, а потом объясню, что тебе с этим делать.

 

Если кто-то из взрослых, например папа (чаще всего пьют именно они), живет совсем не так, как ему хочется, — работает на нелюбимой работе, у него нет любимого дела, которое бы его воодушевляло, в семье у него со своей семьей нелады — то он начинает быть несчастным. Чтобы не чувствовать свою несчастность, он начинает пить, принимать алкоголь.

 

От алкоголя, хоть он совсем и не вкусный, бывает легче: кажется, что проблемы ушли, что ты снова силен, красив и всемогущ. Но ключевое слово здесь — «кажется». потому что когда действие алкоголя проходит, то человек чувствует себя еще хуже, и ему хочется выпить снова, чтобы заглушить эти неприятные чувства и вернуть себе приятные. И так снова и снова. Плохо — хочется выпить — стало легче — протрезвел — снова плохо, даже еще хуже — снова хочется выпить…

 

И еще: пьющему человеку всегда кажется, что он управляет этим — и всегда может остановиться и бросить пить. Но остановиться без посторонней помощи часто бывает очень трудно. Потому что ему надо не столько пить бросить, а жизнь свою изменить, наполнить и наладить, вернуть самоуважение. А это сложнее, чем просто выпить и создать иллюзию, что все хорошо.

 

Беда и в том, что к проблеме такого папы подключается вся семья. Им кажется, что проблема в алкоголе, а проблема в другом: она в несчастной жизни. Но все вокруг дружно, особенно мама, начинают ему говорить: «Не пей!» Они начинают его контролировать и следить за ним, пьет он или нет. Им кажется, если они будут следить и ему все время напоминать, то он пить перестанет. Это большая ошибка!

 

Нет никакого смысла, даже вредно говорить пьющему человеку «не пей».

 

Потому что когда это ему говорят другие люди, они начинают его контролировать, а он- сопротивляться этому контролю и пить еще больше. Только он сам может снова взять под контроль свою жизнь. Если ему что-то и может помочь, то только его собственное желание бросить пить и изменить жизнь, а также специально обученные люди — психологи и врачи. Но не его семья путем борьбы с выпивкой.

 

Беда в том, что семья — мамы, бабушки и даже дети — начинают спасать пьющего от пьянства. И их спасательство только ухудшает ситуацию. Потому что пьющий зависим от алкоголя, а они становятся созависимыми. Они тоже перестают заниматься своей жизнью, а начинают заниматься контролем папы, откладывая свою жизнь «на потом», когда папа бросит пить. Их жизнь начинает подчиняться этому событию: выпил их близкий сегодня или нет. Если он трезвый — это одна жизнь и обстановка в семье, если выпил — другая.

 

Часто бывает, что выпивший папа — это повод для ссор, конфликтов и иногда, к сожалению, драк. Беда в том, что ты — ребенок, но ты не можешь оставаться безучастным к этим ссорам и конфликтам и вообще к этому явлению. Иногда ты начинаешь волей-неволей становиться на мамину сторону и уговаривать папу быстрее лечь спать, не скандалить и не пить. А порой тебе может быть жалко папу, на которого мама та сильно злится и ругается.

 

Вот и приходится тебе вместо того, чтобы заниматься своей детской жизнью, заниматься их делами. Управлять тем, чем на самом деле ты не можешь управлять. Вместо того, чтобы гордиться своим папой, считать его своей опорой и защитой, ты начинаешь его стыдиться, за ним присматривать, защищать от него свою маму или сестер (братьев).

 

Мамы и бабушки тоже, к сожалению, совершают много ошибок: вместо того, чтобы уберечь тебя от этого, максимально отодвинуть тебя от истории папиного алкоголизма, они начинают призывать тебя в помощники, в свидетели, в судьи. А это твой папа, и тебе хотелось бы его просто любить и уважать. И это — твоя семья, и тебе хотелось бы ощущать себя безопасно, уютно, спокойно и радостно.

 

Это очень сложно: перестать отвечать за папину зависимость. Перестать мирить или разнимать родителей. Защищать себя от унижений и насилия. Не стыдиться того, каким видят твоего папу и всю вашу семью. Не надеяться на то,  что папа бросит пить, раз уже много раз обещал. Начать заниматься только своей жизнью. Верить в то, что они сами справятся со свей жизнью и зависимостью. Это очень трудно, но это единственное, чем ты мог бы помочь себе, папе и своей семье.

 

Пьющий человек слышит много обвинений и оскорблений в свой адрес. Потом, выпив, выдает все эти оскорбления обратно тем, кто его ругает, и всем, кто попадет под руку. Это человек, запутавшийся в своей вине, в своей беспомощности, в своей пустоте внутри. Но он отчаянно делает вид, что у него все отлично, что он со всем справляется. Его зависимость — это не твое дело, а только его собственное. И только он сам себя сможет спасти.

 

Из книги «Как строить мосты, а не стены»

Автор Ирина Млодик

 

Млодик-мосты Ирина Млодик «Как строить мосты, а не стены»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconLitr Купить в ЛитРес

 



Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Что делать, если… Вопросы по детским страхам — часть 1

В этой статье мы рассмотрим типичные вопросы родителей по поводу детских страхов, откуда берутся и как бороться: что делать, если ребенок боится

Страх несоответствия

Страх несоответствия впервые появляется в школьном возрасте и имеет два пиковых периода: момент поступления в школу и подростковый возраст

Интуиция — как отыскать ее в себе

Как научиться отличать свой внутренний голос от собственных предубеждений и недостроенных логических цепочек, что такое интуиция и как отыскать ее в себе



Обсуждения
  1. Разговор с ребенком очень взволновал, вспомнила сразу подругу, которая просто забила на свою жизнь, став спасать отца, печально смотреть на детские мучения. Было бы очень хорошо, если бы кто-то из детей прочел послание Ирины.

  2. У меня Сашенька тоже раньше боялся выступать. В садике как ни учили стишки к праздникам, все равно на утреннике все забывал. Сейчас уже стал активнее общаться с детьми в группе, и страх постепенно проходит.

  3. А пьющий человек в семье — очень больной вопрос для России. На мой взгляд, такой разговор полезен не только для детей из семьи с пьющим папой (мамой), но и другим детям, только постарше, маленьким пока рано в такие проблемы посвящать.