Дошкольный возраст
После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.
Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.
Это возраст, когда игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает, играя.
Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание, что-то делать — бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить — переполняет дошкольника.
Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.
Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомиться с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.
Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, чего он хочет. Поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Словом, это, наверное, самая счастливая пора детства.
Дошкольное детство приносит радость и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок все еще привязан к маме, папе, полностью открыт для них (потом эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется). В то же время, это уже не беспомощный младенец, а достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями. С ним многое можно делать вместе, его можно увлечь играми, рассказами, занятиями.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных психических процессов.
РЕЧЬ
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте проходит три этапа:
1. построение по образцу.
В возрасте до 4,5 лет ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Основным «источником» новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда в речи ребенка звучат бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные и смысл которых он совершенно не понимает. Таким образом, получается, что чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется теми словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, в его семье.
Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок точно так же, как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».
2. формирование логического мышления.
Эта стадия развития речи ребенка начинается в возрасте 4—5 лет и характеризуется тем, что развитие его речи теперь тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают появляться главные, придаточные и вводные предложения, характеризующиеся словами «потому что», «чтобы», «если» и др.
3. начало изучения языка.
Трудности предыдущего периода освоения речи ребенком преодолеваются лишь в ходе следующего, третьего этапа —развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются уже при изучении родного языка в школе.
Развитие внутренней речи.
Первоначально внутренняя речь помогает ребенку в решении практических задач в наглядно-действенном или наглядно- образном плане. Например, выполняя какую-либо деятельность, ребенок сопровождает свои действия словами. Первоначально эти слова произносятся вслух, затем в виде внутренней речи. Так, придвигая стул к столу, в большинстве случаев он произносит про себя название предметов, которыми пользуется, т. е. он говорит «стул», «стол».
Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных моментах деятельности и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью.
МЫШЛЕНИЕ
У дошкольника развивается наглядно-действенное мышление.
Ребенок продолжает мыслить «действуя». Например, когда ребенку в возрасте 4-5 лет предлагают определить, что общего и в чем различие между грушей и яблоком, то он существенно быстрее и легче проделывает эту операцию, когда держит их в руках, и испытывает серьезные затруднения, когда ему предлагают это сделать мысленно.
Другая характерная особенность детского мышления — это его наглядность. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. Например, на вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел».
ВООБРАЖЕНИЕ
Процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит что-либо сделать ребенка (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать (или воссоздать), в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс в воображении малыша по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать.
Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослого. Это проявляется в играх ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в 4—5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
В результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей в возрасте от 4 до 6 лет начинает проявляться аффективная функция воображения. При этом эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка происходит разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены на практике. Ярчайшим проявлением эмоционально-защитных функций воображения являются «страшилки», сочиняемые и рассказываемые детьми. Следует отметить, что к 6 годам у многих детей воображение достигает настолько высокого уровня, что они в состоянии «жить» в выдуманном ими мире. Они с удивительной легкостью создают сюжет для игры и воплощают его на практике.
ВНИМАНИЕ
К 5—6 годам проявление внимания носит все более и более произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредоточивать свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд. То же происходит и в выполняемой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
В дошкольном возрасте эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений. Этот период называют возрастом аффективности. Эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
Так, отличительной особенностью поведения ребенка 3-летнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим!..» Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки — то есть ребенок всем существом выражает свое переживание.
Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции.
ИНТЕРЕСЫ
В этом возрасте у детей начинают проявляться интересы к творческим видам деятельности — рисованию, лепке, конструированию, пению, музыке. Однако эти интересы пока еще недостаточно устойчивы и могут сильно варьироваться.
Кроме того, рассматриваемый возраст — это возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела их любознательности и вопросам. Появление способности к фантазированию является, как правило, особенностью хорошо развитых детей. С другой стороны, фантазии могут служить и сигналом фрустрации различных мотивов. Поэтому при чрезмерном фантазировании ребенка следует обратить более пристальное внимание на сюжетный характер его фантазий.
Сексуальное любопытство, присущее ребенку этого возраста, начинается с интереса к собственному телу. Мастурбация и игра половыми органами являются довольно распространенными явлениями, хотя взрослые, особенно матери, стремятся контролировать это. Постепенно этот интерес ребенка принимает форму вопросов относительно половых различий мальчиков и девочек, происхождения детей и т. п.
Источник: А.А.Реан «Психология человека от рождения до смерти»,
Л.Н.Галигузова «От года до семи»
Видео взято с youtube.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Если позволите, уточню для читателей понятие ПРОИЗВОЛЬНО (исключительно потому, что когда-то сама неправильно его понимала).
Поскольку я слышала это слово раньше только на физкультуре: «Займите произвольное положение…», то понимала это слово как расслабленное состояние, свободное и т.п.
Но для дошкольника произвольно — значит, под воздействием ВОЛИ, которая как раз усиленно развивается в дошкольном возрасте.
Сравните: произвольное внимание (под усилием воли) и непроизвольное внимание (без участия сознания человека).
Jчень подробная и правильная статья. Много хорошего можно подчеркнуть для себя. Вообще дошкольный возраст ребенка-это самое интересное время. Детство. А потом он начинает взрослеть и уже не поиграет, не задаст смешных вопросов и т. д.
Прочитала и с грустью оглянулась на прошлое. Мои дети выросли, и у меня сейчас часто возникают мысли, что мало уделяла внимания, хотя детьми я довольна. Молодые мамочки, не упускайте счастливых лет детства ваших детей. Больше радуйтесь вместе с ними.
Ох помню как долго отучивали ребенка не говорить два бранных слова, которых он нахватался гуляя на улице)
Мой ребенок сверх активный, усидеть на одном месте больше 5 ти минут не может. Я не считаю это минусом, но даже не знаю как он будет сидеть в школе.
Какие же они маленькие хорошие! Свою двухлетнюю внучку я вижу не так часто, но после того, как ее увижу, неделю хожу улыбаюсь, вспоминая ее.