Эти загадочные предметы


zagadochnie-predmety

Как уже было описано раньше, ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате — конфликты, капризы, слезы.  Что же делать? Вполне очевидно, повернуть развитие ребенка вспять или остановить его не может быть нашей целью. Значит, нужно так организовать жизнь малыша, чтобы сделать ее и безопасной и интересной.

Как же решают эту задачу взрослые?

Папа:



Оставьте ребенка в покое, пусть делает, что хочет. Пусть набивает себе синяки, пусть уколется или обрежется — ничего, заживет. Зато он на собственном опыте научится, что можно, а чего нельзя, поймет, что такое опасность!

Бабушка:

Это же надо такое сказать — пусть уколется и обрежется. А если он упадет со стола и сломает позвоночник? Разве можно рисковать жизнью ребенка? С него глаз нельзя спускать!

Мама:

— Но ведь это нереально —  постоянно следить за ним, отбирать у него все, что он хватает, никуда не пускать. Не пришью же я его к себе в конце концов? У меня дел по дому хоть отбавляй. И потом, у него ничего невозможно отобрать. Кричит, пока не уступишь.  Выход один — нужен манеж. Пусть сидит в нем, ходит, играет. И следить не надо, и ребенок в безопасности, и порядок в доме.

 

Как бы Вы оценили такой разговор?  Чья позиция Вам ближе? С чем Вы не согласны? Как вообще нужно вести себя с ребенком, который стремится исследовать все, что попадается ему на глаза? Попробуйте ответить на эти вопросы…

 

Обратите внимание на один любопытный момент этого разговора. Несмотря на озабоченность безопасностью малыша, взрослые проявляют нежелание задуматься о том, что же нужно самому ребенку.

 

Ребенок раннего возраста — живое непоседливое существо.  Любознательность — одна из существенных характеристик этого возраста. Отсутствие интереса к окружающему миру —  тревожный признак, говорящий о неблагополучии в развитии малыша.  Во время знакомства с предметами и и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

 

Как ни странно, маленьких детей привлекают самые маленькие предметы. Ребенок может подолгу рассматривать крохотного жучка, ниточку. Он пытается взять предмет в руки, вертит его, перекладывает с места на место, пробует на вкус, изучает под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений.  Малыш может довольно долго выкладывать  предметы из коробки на стол и возвращать их на место, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

 

Как же вести себя с ребенком в этот период?

  • Прежде всего нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Не нужно ставить его в такое положение, чтобы любое его желание встречало запрет. Мы порой сами не замечаем, сколько раз в день говорим слово «нельзя«. А ведь бесконечные ограничения могут воспитать в нем страх и пассивность перед окружающим миром.  Не забывайте, что Ваш дом — это и дом Вашего ребенка, где он должен чувствовать себя свободно и безопасно. Придет время, и он научится все «делать правильно». А сейчас постарайтесь заменить запреты более гибким поведением.

безопасность

  • Перед тем, как Ваш малыш начнет делать первые шаги, оглядите внимательно Ваш дом. Уберите бьющиеся предметы туда, где ребенок их не сможет достать.

 

  • Спрячьте повыше ножницы, иголки, бритвы и все, чем можно порезаться.

 

  • Не оставляйте на столе спички и сигареты.

 

  • Проверьте, как Вы храните лекарства и инструменты.

 

  • Недоступными должны быть все мелкие предметы.

 

  • Проверьте, как храните стиральный порошок, уберите все опасные для здоровья предметы из ванной.

 zagadochnie-predmety

 

  • Ребенок должен знать, что некоторые предметы для него запрещены, и об этом ему нужно сообщить серьезно и твердо.

 

  • Вместо запретов, по возможности, предложите ребенку замену того, что он хочет получить. Если ребенку во чтобы-то ни стало потребовалась мамина записная книжка, дайте ему ненужную старую. Тот факт, что книжка принадлежит маме, придает ей дополнительную прелесть в глазах ребенка. Его интерес удовлетворен, а Вы избежите конфликта.

 

  • Если Вы дорожите книгами в Вашей библиотеке, не разбрасывайте их по креслам и диванам. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу на мелкие кусочки — это еще один способ исследования окружающих предметов. Почти все малыши проходят этот этап, и длится он не долго. Дайте ребенку старый журнал, пусть он испортит его, неловко переворачивая страницы. Постепенно с Вашей помощью он освоит этот навык и научится обращаться с книгами бережно.

zagadochnie-predmety

  • Ребенка не может не заинтересовать люстра, оконное стекло или зеркало. Не отбивайте сразу же его охоту исследовать эти вещи. Поднесите его к люстре, стеклу, разрешите потрогать их.  Объясните, что это хрупкая вещь, с ней нужно обращаться бережно.  Удовлетворив любопытство ребенка и познакомив его с новым свойством предметов, Вы избежите еще одного конфликта.

 

  • Наша цель — научить малыша правильно обращаться с предметами и по возможности не стеснять его свободу, стимулировать желание исследовать окружающий мир. Для этого нужно подбирать игрушки так, чтобы их можно было использовать в различных вариантах. Показав малышу один из них, дайте ему возможность поэкспериментировать, открыть другие способы обращения с предметом. Не навязывайте ему какой-то один предмет там, где это возможно, позвольте ему самому сделать выбор. Радуйтесь каждой маленькой победе или открытию ребенка. Это поддержит его интерес, поскольку ребенок ценит Ваше мнение.

 

Остановимся на играх, которые можно организовать для ребенка на кухне, где Вы заняты приготовлением еды:

  • Вы наверное замечали, как ребенку нравится лезть в ящик с кастрюлями. Так можно одну секцию напольного шкафа заполнить различными игрушками, предметами утвари, попросите его открыть ящик. Использую одно из любимых занятий ребенка — открывать и закрывать что-либо — Вы надолго займете его внимание. В ящик можно положить деревянные ложки и мисочки, бумажные стаканчики, игрушечные кастрюльки, т.е. предметы, используемые при приготовлении и приеме пищи.

zagadochnie-predmety

  • Вторая игра основывается на любви детей соотносить форму и размер предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних, маленьких. Можно использовать банки из под смеси, быстрорастворимого чая, крышки от банок из-под пюрешек. Ваш малыш будет долго и сосредоточенно вкладывать банки одну в другую  и выкладывать их. Банка с крышкой, наполненная разными предметами (не мелкими!), дает возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими.

zagadochnie-predmety

  • Сделайте на крышке банки отверстие или прорезь и подберите предметы, которые можно в них опустить. Это прекрасное упражнение мелкой моторики. вместо банки можно использовать картонные коробки с крышками.

 

 

  • Можно использовать имеющиеся пластмассовые коробочки из-под фотопленок. Сделать маленькое отверстие в крышке, просунуть туда концы сложенной пополам веревочки, закрепить с внутренней стороны. Коробочки можно наполнить горохом, гречкой, рисом и т.д. Важно прочно приклеить крышки, чтобы ребенок не смог ее открыть и рассыпать содержимое. Дальше берем картонную коробку, делаем прорези диаметром  чуть больше дна и меньше крышки баночек из-под фотопленок. Показать ребенку, как можно вставлять баночку в прорезь.

 

  • Посадив ребенка за стол, дайте ему книгу с картинками. Это тоже на некоторое время займет его внимание.

 

Игра рядом со взрослым необходима малышу. Она дает ему чувство безопасности, ощущение близости с родным человеком.

zagadochnie-predmety

 

Исследуя предметный мир, ребенок с помощью взрослого устанавливает для себя границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого. На самом деле ему не нужна полная свобода и победа, как считают некоторые родители.  Для малыша гораздо важнее прочные связи со взрослым и безопасность.

 

Из книги «От года до семи лет»

Автор Л.Н. Галигузова

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Первый трудный возраст

Кризис одного года Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного, уступчивого, ласкового и покорного существа в своевольного, капризного и неуправляемого деспота. Он […]

Привидение Лео: воображаемые друзья ребенка

Кто такие воображаемые друзья ребенка, как мы, взрослые, относимся к этому, насколько это заставляет нас задуматься над внутренним миром собственного ребенка

Возраст строптивости

Кризис трех лет чаще выражен ярче, чем кризис одного года, и больше доставляет хлопот, связано это с развитием самостоятельности



Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 11.12.2013 в 10:35   ответить

    Хорошие, простые и в то же время ценные советы как сделать окружающую ребёнка среду безопасной. Если родители этим пренебрегают — то тогда возникают настоящие трагедии. В то же время, предоставив ребёнку возможность играть с обычными кухонными принадлежностями (отобранными на время в отдельную коробку), это значит — дать ребёнку хорошую возможность для развития.

  2. Очень хорошая статья. Детям надо развиваться, изучать предметы. Но все, что опасно, убирать. Моя дочь, когда была маленькой, играла с куклой и оторвав кусочек ваты, засунула ее в нос. Потом ходили с ней к врачу. Теперь и внучке объясняю, что можно , а что нет.

    • Гость (актер, кажется,не помню, кто именно) одной из передач Школа молодых отцов рассказывал о своем подходе в воспитании ребенка (это я про опасность): если ребенок будет лезть к утюгу, я включу утюг, чтобы ребенок обжегся, тогда он поймет, что утюг — это опасно.

      • Мозгунова Ирина 10.01.2014 в 18:28   ответить

        Это очень опасный пример привёл актёр. Хотя, по-моему, даже в семье Никитиных считали — пусть ребёнок дотронется сам до утюга, упадёт с дивана и т.п. опасности сам на себе проверит, чтобы так больше не делать (не дай бог, если запамятовала , и наговариваю на людей).
        Я противник таких жестких подходов — и считаю, что с опасными предметами нужно знакомить в мягком варианте, показывая мимикой, что Вам больно при соприкосновении с ними: батарея, вода горячая (не не утюг); лимон кислый, иголка острая, но не нож и т.д.

        • Папины подходы в воспитании, конечно, в корне у многих отличаются от маминых. Причем именно в сторону жесткости. Мама подобного не допустит в отношении малыша, я думаю, никогда по той простой причине, что она его родила.

      • Да я тоже слышала высказывание про утюг, но как же тяжело мне как маме, дать своему ребенку обжечься, удариться, упасть.

  3. Полезные советы. Я жду момента, когда мой ребенок начнет ползать и ходить. Думаю, что тогда надо быть более внимательной, чем сейчас, когда он еще лежит.