Хвалите за то, чего нет, и это появится!


«Ребенок рождается с потребностью быть любимым, и в этом смысле всю жизнь остается ребенком.»

Фрэнк Кларк

…Итак, можно, а иногда и крайне необходимо хвалить ребенка не за то, что достигнуто, заработано, а просто за то, что есть, и даже за то, чего нет.

 

Хвалить можно и нужно в первый черед детей с недостатками, физическими и особенно умственными и душевными. Если ребенок робок, вял и плаксив — хвалите его постоянно, поддерживайте и добрыми словами, и добрыми взглядами, поощряйте за все. Если раздражителен, зол, если агрессивен, жесток — не давая спуску за покушения, не скупитесь на похвалы: хвалите как можно чаще, ярче и убедительнее.



 
хвалить ребенка

Фото © SmartParenting.com

 

А если лжив, если ворует? — Тем более! — Дети воруют не вещи, не деньги — дети воруют недоданную любовь. Врет? Часто врет?.. Значит, боится собою быть.

 

Хвалить можно и нужно ребенка гонимого, травимого, козла отпущения. Хвалить очень нужно после всякой потери, неудачи, провала — да, непременно следует изыскать для этого повод — за что-нибудь невзначай одобрить, и еще раз, еще… Но — Внимание! — чтобы это не выглядело как утешение! Никакой милостыни!

 

Хвалить ребенка надо щедро и безотлагательно при угрозе или уже при развитии болезни, психической в том числе и в первую голову — иногда это лечит, а иногда и спасает. Хвалить можно и очень нужно при обнаружении несчастной любви или даже при подозрении на таковую, в предвидении…

 

Девочка некрасива и уже — только что — поняла это?.. Хвалите ее глаза, волосы, голос, улыбку, ум, доброту, способности; хвалите ее всю.

 

Мальчишка слабее или трусливей других, нескладный? Трудно учиться, выгоняют из школы?..

 

Хвалите его рисунки, может быть, очень посредственные; хвалите за то, как делает бумажных голубей; хвалите за то, что ходит сам в магазин; за то, что принес домой этого жалкого блохастого котенка и старается чисто мыть руки (хотя, может быть, и не очень старается); за то, как рассказывает о том, что видел на улице; за мускулы — вон уже какие большие!..

 

Если ребенок болен, ослаблен физически или морально, его нельзя оставлять без похвалы ни на сутки. Одной лишь похвалой можно унять боль, даже зубную.

 

А есть времена, когда похвала только за то, что живешь, может спасти жизнь.

 

Хвалите за то, что будет

Маленький сын смотрит, как отец взбирается по стремянке, чтобы покрасить окно. Мать говорит ему:
— Вот вырастешь, будешь сильным, ловким, сможешь папе помогать.
— А разве он не закончит к тому времени?

 

Вы это уже умеете. Нужно только осознать это умение и развить. Вы хорошо помните случаи, когда это у вас получалось, и навек благодарны тем, кто в свое время поступал с вами так же.

 

Вы умеете одобрять заранее — внушать человеку веру. Поддержать, ободрить в трудную минуту или в предвидении новых трудностей и страданий — вы уже знаете, как это делается, вы понимаете это интуитивно… У вас есть для этого и внимательность, и умение вжиться, и способность к импровизации, и конечно же, доброта…

 

Супруги, родители! Воспитатели, педагоги! Начальники большие и маленькие! Подчиненные абсолютные и относительные! Милиционеры! Влюбленные!

Всем, всем, всем!

 

Владеющий этим, даже если безграмотен и неумел во всем прочем, творит чудеса. Это ключ к человеку. К маленькому, растущему — наипервейший, необходимейший.

 

И ведь мы действительно это отчасти чувствуем и отчасти умеем… Кто же не одобрит улыбкой и похвалой первые шаги малыша, первые усилия что-то сказать, попытки самостоятельности?.. Здесь мы действуем инстинктивно и правильно.

 

Но дальше мы забываем, что жизнь начинается всякий миг — сначала, что каждый шаг — первый.

 

Дальше это уже не так очевидно…

 

Если мы хвалим кого-то за то, чего у него нет, это еще не значит, что мы говорим неправду.

 

Есть в жизни действительное, проявленное как реальность — и есть возможное, еще не проявленное. Скрытое изображение на отснятой пленке…

 

В жизни таких пленок — уйма неведомая.

 

Вступая в область возможного, нельзя поручиться за истинность своих мнений и предположений. Но можно верить и можно веру высказывать. Мы имеем право объявлять то, чего нет, даже противоречащее действительности — существующим, если мы в это верим. Ибо наша вера, как уже испокон века проверено и известно, способна превращать любую возможность в действительность. Она, вера, для этого и предназначена.

 

Если хотим научить ребенка:

— самостоятельно одеваться,

— убирать игрушки,

— делать зарядку,

— сидеть не горбясь,

— решать задачи,

— стирать,

— готовить ,

— работать,

— быть смелым,

— быть ответственным,

— быть вежливым,

— быть хорошим,

— не хвастаться —

словом, тому, что НАДО.

Начинаем всегда с чего? — Ну конечно же:

С похвалы! С поощрения!

С одобрения! С пряника!

 

Если нужно, сперва показав — как, пример показав или вместе сделав — но обязательно, даже если не получается ничего, сначала похвалим! — похвалим щедро, усердно!

 

Будем хвалить и дальше — за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!

 

Вот он, главный рычаг воспитания — опережающее одобрение, внушение веры в себя.

Ты это хочешь! Ты это сможешь!

Ты это почти можешь! Ты уже можешь!

Ты делаешься сильнее, смелее, умнее,

Ты лучше, чем кажется даже тебе самому!..

 
Vse-avansy-ischerpany

Фото © Gifted Challenges

 

Все авансы исчерпаны?

Так… Ну а если все скромные достоинства уже хвалены и перехвалены, а новых не прибавляется? Если достижений в наличии не имеется, а вовсе наоборот? Если все авансы исчерпаны и, увы, не оправдались?.. Может ли быть такое?.. Как посмотреть.

 

У ребенка нашего, как и у нас, наверняка есть достоинства, которые мы не замечаем или не считаем за таковые. Стоит подумать, вспомнить, сравнить… А вдруг он еще ни разу в жизни не солгал? Не пожелал никому зла и не расположен?..

 

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Есть, наверное, и незамеченные достижения?.. Вот, например, каким-то непостижимым образом привык, приходя -домой, снимать грязную обувь (а папа это делает не всегда) и — о чудо! — отвык ковырять в носу.

 

Отмечать последнее спецпохвалой, может быть, и не нужно (есть риск, что начнет опять), но сколько еще таких вот, на первый взгляд ничтожных, а на деле громадных побед над собой добивается каждый день Первобытное Существо, именуемое ребенком? Сколько их, тайных усилий роста и понимания, развития и очеловечивания?

 

Нет достоинств — или мы слишком узко их понимаем? Нет достижений — или мы притупили зрение?..

 

Во всяком развитии (во всяких отношениях, всякой судьбе, всякой любви…) есть полосы светлые и полосы темные. Равномерно-поступательное движение — в учебниках физики, неотвратимый прогресс — в абстракциях. А в жизни, а у человека живого — подъемы и спады, иногда очень длительные, и кризисы, и откаты вспять. Развалы, кажущиеся безнадежными, тупики, кажущиеся безвыходными.

 

«Совершенно испортился, сладу не стало… Ничего не желает делать, ничем не интересуется… Стал совсем тупым, грубым. То малое, что имел, и то растерял…»

 

Осторожнее, не спешить с диагностикой. Может быть, это наша, а не его темная полоса?.. Может быть, тайная ревность, обида или страх, в котором стыдится признаться, либо мучительное расставание со сказкой, в которую долго верил?.. Может быть, скрытая депрессия с непонятной душевной болью, у которой десятки лиц и сотни причин… Нечто вроде спячки или затяжной линьки перед новым скачком развития…

 

В такие периоды снова научиться: вовремя вставать, убирать постель, делать уроки, быть вежливым, быть послушным, внимательным — словом, ЖИТЬ — огромное достижение. Ребенок «портится» много раз, чтобы заново испытывать жизнь и себя; «разваливается» — чтобы строить себя по-своему. Никто не подпадает под схемы.

 

Автор

Из книги

 

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

 

В.Леви В.Леви «Как воспитывать родителей,
или новый нестандартный ребенок»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconEknЭлектронная книга

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Пирожок с мышами, или исповедь Хвалоголика

Почему ребенок, здоровый и ухоженный, чувствует себя нелюбимым — задумываются ли родители о том, что хвалить ребенка нужно тоже уметь

Мама, посмотри на меня: я тоже маленькая!

С появлением малыша внезапно ваш старший ребенок начинает вести странно: то достанет старого мишку, которого давно разлюбил, то сосет соску — что случилось

Как собрать детей на прогулку

Если вы знаете, что одевание на прогулку займет у ребенка 30 минут, запланируйте это время вместо того, чтобы пытаться его торопить