Игровая терапия
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. К тому же игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Она близка, понятна, интересна ребенку.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и умение общаться с другими детьми.
Этапы развития игры
1. Манипулирование предметами (до 3 лет)
Младенец играет все свободное от еды и сна время. С помощью игрушек он исследует действительность, знакомится с цветом, формой, звуком и т.п. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.
2. Сюжетная игра (3-4 года).
Копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Ребенок в процессе игры воспроизводит действия персонажей: изображая шофера он воспроизводит действия, имитирующие вождение машины, а не роль водителя.
3. Ролевая игра (5-6 лет).
Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него — значит, прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе понравившуюся роль, отказаться о роли, а также проявить свои лидерские качества — распределить роли между другими детьми.
4. Игра по правилам (6-7 лет).
Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются правила, которые требуют определенной дисциплины и гибкости, что помогает развивать коммуникативность.
Что дает нам игровая терапия?
С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять из гиперактивность и агрессию. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…
А. С. Макаренко
Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. Как я уже писала в статье Нужно ли учить ребенка играть, в игре ребенок подражает взрослым, создает увиденное в жизни, и именно в ролевой игре мы можем выяснить, что тревожит ребенка, что ему нравится, а что – нет. Если «мама» с «папой» дружно ходят за ручку, то эмоциональная обстановка в семье благоприятная; если куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить, то на лицо уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
В игре можно подсказать малышу правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психологическую проблему, которая с возрастом может принять непоправимые обостренные формы.
Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. Застенчивый, тревожный ребенок, играющий в пирата, перевоплощается в смелого, отважного, способного покорить моря и океаны.
В играх происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Игра — это и школа общения для ребенка.
Какие же проблемы решает игровая терапия
- трудности коммуникации
- неумение планировать свои действия
- чрезмерная зависимость от взрослого
- нарушение поведения: агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и др.), трудности кормления, воровство (только дома)
- несформированность социальных эмоций
- незнание и неумение распознавать эмоции и чувства
- неадекватное представление о своих качествах, способностях и возможностях
- неадекватная самооценка
- неуверенность в себе
- страхи, тревожность
Тут нужно сделать оговорку: при наличии страхов индивидуальная игротерапия часто оказывается неэффективной, поскольку лишает ребенка возможности наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении тех объектов и событий, которые вызывают у него страх и тревогу.
Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4-7 лет. В младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, у старших детей игра становится все больше похожей на драматическую постановку.
Игра — это ключ в руках родителей в организации воспитания ребенка. Игра способна объединить родителей и детей.
Игры и упражнения | Автор |
---|---|
Коррекция отклонений в эмоциональном развитии | Н.Л.Кряжева, О.Н.Истратова |
Релаксация | Н.Л.Кряжева, О.Н.Истратова |
Рисуночные игры | Н.Л.Кряжева |
Общеразвивающие | О.Н.Истратова |
Пальчиковые игры | |
Игры с мамой на каждый день | Д.Колдина и другие |
Статья содержит информацию из открытых источников
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Дети должны учиться играть. В каждом возрасте свои игры. Моя внучка сейчас играет в сюжетно-ролевые игры. Любит играть с детьми в прятки.
У нас Ксения (2 года) стала любить играть в догонялки и прятки. Укладывает куколок спать. Недавно посмотрела мультфильм, где косиножка бегала за мухой. Теперь просит брата побыть косиножкой, а она будет от него убегать и жужжать. :) Борется со страхом. :)
К этой интереснейшей и полезной для родителей статье я бы внесла добавление, почему же ИГРУ, понимание ИГРЫ, её важность так нужно всячески пропагандировать сегодня: потому что только игра воспитывает ТВОРЦОВ!
Неиграющие дети, увы, становятся лишь разрушителями! А общество уже устало от постоянных разрушений! Нам нужны ТВОРЦЫ и СОЗИДАТЕЛИ во всех областях жизни!
Но при этом взрослые недооценивают (собственно, и не понимают) значение игры, и мы получаем то, что получаем! А кусать локти — уже бывает поздно!
А Вам, Светлана, спасибо!
И за надпись «Искусство быть родителем» — тоже!
Вы абсолютно правы, Ирина, по поводу разрушителей. Таким детям на самом деле ничего не остается, как ломать. Сразу представилась сцна, когда ребенок строит в песочнице замок, а приходит другой и с ухмылкой ломает.
Нашей дочке очень нравится играть в дочки-матери. Она возит коляску с куклой, одевает, кормит. В прятки любит только искать, а прятаться нет.