Как научить ребенка играть?


kak-nauchit-igratВ статье «Нужно ли учиться играть?» мы затронули вопрос о том, что некоторые дети не умеют играть. Как же помочь ребенку научиться этому?

 

Прежде всего нужно заинтересовать ребенка. Для начала можно самим разыграть перед ребенком какую-либо ситуацию, можно разыграть известную ему сказку. Но при этом нужно, чтобы Вы сами были увлечены, чтобы ребенок смог заразиться Вашим эмоциональным состоянием. Если взрослый будет показывать игровое действие равнодушно, ребенок будет повторять просто механически. Такая игра будет мертвой.

 

Если ребенок надолго застревает на некоторых игровых действиях, например, подолгу и однообразными движениями кормит куклу или помешивает ложкой в кастрюльке, — и действия не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести разнообразие. Спросите, что любит кушать его кукла, предложите покормить ее еще чем-нибудь, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Нужно помочь ребенку обращаться с куклой не как с неодушевленным предметом, а как с существом, наделенным своим внутренним миром.



 

Одна из причин описанной ситуации — ребенок не умеет планировать. Необходимо научить ребенка строить последовательность перехода одного действия к другому. На первом этапе, разыгрывая сценку перед ребенком кормления куклы, нужно предварительно приготовить для нее еду, а затем уже кормить, объясняя смысл и последовательность своих действий. Полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого. Например, «Мы с тобой приготовили кушать для куклы, а теперь ее покормим«.  Можно поинтересоваться у малыша, что он хочет сделать дальше.

 

Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими общее сходство с реальными вещами. Постепенно в игру можно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что Вы ищете какой-то отсутствующий, но очень необходимый предмет. Включите в поиски малыша, стимулируйте речь ребенка, разговаривайте с куклой и другими игрушками, принимающих участие в игре. Вначале ребенок будет лишь подражать Вам, не особо понимаю смысл замещения. Если он все-таки не понимает смысл замещения, не настаивайте, отложите использование замещения на несколько дней, а потом предложите игру еще раз. Ребенок должен внутренне созреть.

kak-nauchit-igrat

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность.Со временем ребенок перестанет нуждаться в Вашем постоянном участии. Но все же Ваше присутствие ему еще будет необходимо, чтобы помочь оценить достигнутое.

 

Помимо использования замещения ребенка нужно научить выстраивать сюжет, вводить ролевые позиции, например, ребенок воображает себя мамой или папой, а кукла — его дочка или сынок. Кода ребенок кормит куклу, спросите, кто он или кто кукла.Если ребенок понял смысл вопроса, он назовет все своими именами. Если же не поймет, можно помочь ему: «Машенька, ты как мама кормишь свою доченьку?» — это поможет ребенку другими глазами взглянуть на  то, что он делает, полнее осознать отношения участников игры.

 

Из книги «От года до семи лет»

Автор Л.Н. Галигузова

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Нужно ли учиться играть?

В этой статье речь пойдет о сюжетных играх детей, об их зарождении в раннем возрасте.   Что такое игра? Игра — это особый вид предметной […]

Раннее детство

От 1 года до 3 лет Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического и психического развития делает возможным переход ребенка на новую возрастную ступень — […]

Эти загадочные предметы

Как уже было описано раньше, ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, […]



Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 06.12.2013 в 14:51   ответить

    Хорошая статья с доступным для родителей объяснением — как научить ребёнка играть.
    Хотя правило даже проще: нужно просто играть с ребёнком! Вспоминая себя в детстве, когда дети ещё ИГРАЛИ!
    А на основе подражания и сам ребёнок научится играть.

    • Без помощи родителей можно играть в уже осознанном возрасте, то есть в том возрасте, который мы вспоминаем. А вот малышам нужна поддержка родителей, и мы не можем помнить, играли с нами, или нет.

    • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 08:17   ответить

      Тут ещё не следует забывать, почему взрослые считают, что они играли сами — они не сами играли, они учились играть у более старших детей из дворовых сообществ. То есть, раньше же дети много времени проводили во дворах, где игра естественным образом передавалась от старших к младшим (никто никого особо «не учил»).
      Но сегодня обстановка не та, чтобы детей отпускать одних играть во двор — вот и нужно родителям САМИМ сегодня играть с детьми, и не отлынивать от этой обязанности, если, конечно, они хотят, чтобы ребёнок нормально развивался.

  2. Да, обязательно нужно обыгрывать с ребёнком каждую новую игрушку. А в младшем возрасте играть вместе с ребёнком. Строить башни, водить грузовик, кормить кукол. Без участия взрослого ребёнок не сможет научиться играть.

    • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 08:34   ответить

      Во время игр с предметами хорошо повторять не только сами названия игрушек, а некоторые звуки, издаваемые ими: уронили кубик, говорите БУХ, паровоз едет ТУ-ТУ, рыбка плывёт БУЛЬ-БУЛЬ.
      Я ещё даже не про звукоподражания говорю — это будет отдельная песня — а именно об озвучивании игры.
      Буквально — повернули колечко от пирамидки на палочке, говорите ТР-Р-Р, ведь не сложно, но ребёнок начинает осознавать, что речь что-то значит, у него возникает слуховое сосредоточение на речи взрослого, а ещё и сам малыш «заводится» от таких игр, веселится.

  3. Незнаю, у нашего малыша с этим проблем не возникала. У него развитая фантазия и за частую придумывает такие смешные роли своим игрушкам))

  4. У нас проблема состоит в том, что ребенок совершенно не хочет воспринимать объяснения и даже не дает показать как правильно, допустим рисовать красками. Не знаем что и делать.