Как оторвать ребенка от экрана
Дети любят играть — ведь это так весело! Чем больше они играют, тем больше им хочется играть снова и снова. Многие родители интуитивно понимают этот удивительный факт. Игра имеет огромное значение для мира ребенка, особенно если этот мир сопряжен с высокими технологиями, большими скоростями и опутан проводами.
Фото © the huffingtonpost
Каждый из нас ежедневно так или иначе сталкивается с технологиями (вы представляете себе мир без электронной почты, например?), может показаться нецелесообразным ограничивать доступ детей ко всему, что имеет экран, провод или батарейку. К тому же это так удобно — просто посадить ребенка перед телевизором и заниматься своими делами! Но ребятишкам необходима активная игра, это гораздо лучше, чем если они будут завороженно следить за огоньками, звуками и быстрой сменой картинок на экране. Они должны бегать, прыгать, кататься, а не сидеть неподвижно час за часом. Посмотрите, сколько вокруг детей с избыточным весом, и вы убедитесь, какой вред физическому развитию ребенка наносит недостаток физической нагрузки.
И дело не только в нескольких лишних килограммах. Когда ребенок сидит перед экраном, у него нет возможности соприкоснуться с миром природы вокруг, где есть грязь, вода, песок, камни, листья, семена, животные, насекомые, солнечный свет и дождь. Вряд ли это кажется таким уж упущением, когда малыш нажимает клавиши на клавиатуре, но для него действительно важно, например, выпачкать руки. Кроме того, электронные игры ограничивают воображение. Потому что они имеют определенный набор команд. Когда ребенок рисует, красит, строит и изобретает, он занимает творчеством, которое дает неограниченные возможности для развития воображения. Он самостоятельно или в компании других людей строит свой мир, приобретая тем самым уверенность в себе, которая так необходима, чтобы стать творческой личностью и смело решать поставленные задачи. Разве можно желать лучшего?
Чем плоха электронная игра?
Электронные игры популярны во всем мире, и такое ощущение, что в них играют все вокруг. Большинство родителей и педагогов считают, что дети должны быть на ты с компьютером в четыре, пять или десять лет, иначе они не достигнут успехов в учебе. К тому же это так просто: оставить ребенка наедине с экраном, подарив себе тем самым минутку тишины и спокойствия.
Но есть и другая сторона медали. Посадите малыша перед огромным экраном с яркими, быстро мелькающими картинками. Его глаза тут же загорятся. Он будет увлеченно следить за движением на экране. Добавьте сюда интересные звуки, и слух вашего ребенка будет тоже обращен к экрану. В общем, ваш ребенок с удовольствие проводит время. С одной стороны. С другой стороны, все эти электронные безделушки играют такую важную роль в нашей собственной жизни, что нам кажется, будто и детям без них не обойтись. Да, они действительно могут быть полезны. Дети с физическими недостатками или задержкой развития могут с помощью электронных приспособлений и игр общаться с друзьями. Более того, все дети, придя в школу, будут вынуждены научиться пользоваться компьютером. Но торопиться не стоит.
К современным играм стоит относиться как к мороженому с горячим шоколадом: изредка, не каждый день. Не спешите знакомить своего малыша с игрушками хай-тек, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и благодаря этому ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. Научите ребенка развлекаться, не прибегая к помощи электронных игр. Будьте избирательны и осторожны в выборе электронных игр для детей, следите за тем, сколько времени ребенок проводит за игрой.
Сила игры
Вам наверняка кажется, что со времен вашего детства жизнь изменилась коренным образом и у вас слишком мало времени, чтобы тратить его на игры и забавы с ребенком. Но ведь день по-прежнему состоит из 24-х часов, а неделя из семи дней. Изменилась скорость жизни. Но темп жизни в семье задаете вы, родители. Вы устанавливаете распорядок дня, решаете, когда, например, следует обедать, принимать ванну или спать, и именно от вас зависит, успеет ли ребенок на прием к врачу, в детский сад, на спортплощадку или в школу. Только вы имеете право и возможность замедлить бег времени. Как только вы это поймете, окажется, что времени для обычных игр предостаточно.
Игра является лучшим способом для младенцев, дошкольников и детей в возрасте от 6 до 10 лет познать себя (свои возможности), друг друга и понять, как устроен мир. Конечно, дети не догадываются и даже не задумываются об обучающем аспекте игры. Например, когда два малыша играют рядом, складывают кубики в кузов грузовика, они не вполне осознают, что действуют слаженно и сообща, учатся делиться и дружить. Они просто заняты тем, что им нравится. Четырехлетний малыш, который складывает фигурные макароны в формочки, пока вы готовите, не имеет понятия о способах развития мелкой моторики и не знаком с концепциями раннего развития математических способностей. Когда восьмилетние дети играют в бадминтон на лужайке, они не задумываются о том, что развивают ловкость, координацию движений и тренируют мышцы. И так день за днем в игре дети развиваются физически, интеллектуально, социально и эмоционально.
Однако родители не должны довольствоваться тем, что дети играют где-то сами по себе или с другими детьми. Следует всячески поощрять простые игры — те восхитительные, проверенные временем неэлектронные забавы, которые развивают силу и выносливость (лазание, прыжки, бег, броски и т.п.), тренируют ум (загадки, считалки, упражнения на запоминания, логические игры), способствуют развитию творческих способностей (изобретение, строительство, ребусы, шутки, рассказы, рисование, раскрашивание, песни) и помогают налаживать дружеские отношения. Дети учатся концентрировать внимание и контролировать эмоции, постоянно осознают, что могут сами себя занять и развлечь, не прибегая к помощи машин и мамы с папой. Они становятся хозяевами и режиссерами своей судьбы. Так происходит в первый год жизни и дальше — неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом.
Беспроводных игр очень много, так что вы обязательно найдете такие, которые понравятся именно вашему ребенку. Это интересные и развивающие игры. в которые дети могут играть самостоятельно. Предложите их малышу, когда вам необходимо выкроить время, чтобы приготовить ужин, поработать или поболтать по телефону. Показывая ребенку, как занять себя самому, вы тем самым убеждаете его в отсутствии необходимости включать видео, когда рядом нет друзей или родителей, а это бесценный дар.
Существуют тысячи игр, в которые можно играть с одним-двумя друзьями или целой командой (на празднике или в детском саду), а это лучший способ развить навыки общения в любом возрасте. Это забавы для застенчивых детишек, которым нравится играть только с одним другом, а также для тех, которые чувствуют себя в большой компании вполне комфортно. Игра — чудесная возможность научиться ладить с окружающими, меняться местами, вести переговоры, она учит детей справедливости, взаимопомощи и настоящей дружбе.
Просматривая приведенный ниже список, задайте себе вопрос: может ли телевизор или компьютер доставить ребенку такое удовольствие?
Игры для радости
- почувствовать солнечный свет на лице, подкидывая мячик
- погнаться за другом и поймать его
- надеть костюм и вести себя так, будто ты взрослый
- опустить пальцы рук и ног в грязь
- прыгать, кувыркаться и кататься с горки
- поймать гусеницу и внимательно рассмотреть ее
- насыпать песок в формочки, построит замок
- раскачать качели сильно-сильно и почувствовать, как сводит желудок
- поймать лягушку и потрогать ее скользкую кожу
- проехать не велосипеде и не упасть
- тянуть поезд с куклами изо всех сил как можно быстрее
- прыгать через распрыскиватель на заднем дворе
- палочкой выковыривать червей из грязи
- бросить воздушный шарик с водой и посмотреть, как он лопнет
- научиться вести мяч
- попрыгать с двумя подругами через веревочку
Игры на сообразительность
- разложить деревянные кубики на полу и сосчитать их
- понаблюдать, как старшая сестра строит башню, и попытаться построить самому
- учиться складывать и вычитать, играя с пуговицами
- кружкой вычерпывать воду из ведра, чтобы узнать, сколько кружек воды в ведре
- построить крепость, закрепив простыню большими книгами, чтобы она не соскальзывала со стола
- переворачивать на столе карточки с одинаковыми картинками на обратной стороне
- выяснить, какая сковорода издает самый громкий звук, когда стучишь по ней ложкой
- сочинить увлекательную историю и рассказать ее другу
- наполнить раковину водой и посмотреть, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву
- найти коробку с сокровищами, разгадав все подсказки
- написать свое имя прописью
Игры, которые связывают
- слушая рассказ, догадаться, когда следует перевернуть страницу
- когда подруге грустно, предложить ей поиграть с твоим плюшевым мишкой
- научиться съезжать с горки по очереди
- разыграть приятелей
- сделать большой игрушечный домик из коробки и позволить другу раскрасить дверь в красный цвет, в то время, как тебе хочется чтобы она была синей
- повторять все движения товарища по игре, а потом поменяться ролями
- устроить кукольное шоу, где все зайчики прыгают сначала счастливые, а потом грустные
- поиграть в «дочки-матери» с друзьями, взяв на себя роль папы
Из книги «710 способов оторвать ребенка от компьютера и телевизора»
На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Б.Коннер «710 способов оторвать ребенка от телевизора»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения