Как проявляется детская агрессия?


Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, надо выявить ее мотивы, сопутствующие ей переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в определенной ситуации. Рассмотрев ситуации, можно понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели.

 
детская агрессия

Фото © Howcast

 

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, можно выделить:



  • желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку)
  • ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик начинает кричать: «Ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик!»
  • стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии)
  • стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего)
  • стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки)

 

Как видим, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время у некоторых агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому.

 

Детская агрессия имеет разнообразные формы

 

Вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему. Это могут быть жалобы («А вова меня стукнул«), демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уйди, не мешай!«), агрессивные фантазии («Если ты не будешь слушаться, тебя полиция заберет«).

 

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. В качестве примера данной формы агрессии детей можно привести такие оскорбления и унижения: ябеда-корябеда, поросенок, жиртрест.

 

Физическая агрессия

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это могут быть разрушения продуктов  деятельности другого (ребенок ломает постройку, мажет красками чужой рисунок), уничтожение или порча чужих вещей (ребенок бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая слезы ее владельца).

 

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли. может принимать 2 формы — символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак и пугает), реальная — непосредственное физическое нападение (укусы, царапания и др.).

 

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых проявляется физическая агрессия — как косвенная, так и в прямой форме.

 

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется:

  • в высокой частоте действий: в течение часа можно наблюдать не менее 4 актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного,
  • в преобладании физического насилия: у большинства дошкольников чаще всего проявляется вербальная агрессия,
  • в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.

 
агрессивный ребенок

Фото © dzieci.pl

 

 Таким образом, основываясь на проявлениях агрессии, можно выделить четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

 

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

 

Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

 

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

 

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

 

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

 

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

 

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

 

4. Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.

 

Источники:
Г.Э.Бреслав «Психологическая коррекция детской агрессивности»
Н.П.Сазонова «Преодоление агрессивного поведения в детском саду и в семье»

 

Бреслав Г.Э.Бреслав «Психологическая коррекция детской агрессивности»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

 Купить в Беларуси

 Купить в Казахстане

Сазонова Н.П.Сазонова «Преодоление агрессивного поведения в детском саду и в семье»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

 Купить в Беларуси

 Купить в Казахстане

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Мама, посмотри на меня: я тоже маленькая!

С появлением малыша внезапно ваш старший ребенок начинает вести странно: то достанет старого мишку, которого давно разлюбил, то сосет соску — что случилось

Почему дети плачут?

Почему дети плачут и как на это реагировать — если ребенок начинает плакать, постарайтесь сориентироваться в первую очередь, все ли с ним в порядке

Что делать, если… Вопросы по детским страхам — часть 2

В этой статье мы продолжим рассматривать типичные вопросы родителей по поводу детских страхов, способах их преодоления: что делать, если ребенок боится