Первый трудный возраст


pervii_krizis

Кризис одного года

Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного, уступчивого, ласкового и покорного существа в своевольного, капризного и неуправляемого деспота. Он бегает по дому, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги, грызет обувь и ест бабушкины лекарства.

 

Помимо постоянно беспорядка, в дом входит беспокойство за безопасность и даже жизнь малыша. Невероятная активность ребенка имеет еще одно неудобство. Он начинает кричать и плакать, если у него что-то отбирают, упрямо рваться в закрытую комнату, а иногда устраивать настоящие истерики из-за невыполненного желания.



И тут родители начинают испытывать первые трудности в воспитании своего ребенка.

 

Встав на ноги и научившись ходить, ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых, от которых полностью зависел ранее.  Конечно же, он больше желает, чем умеет, но все-таки пытается стать независимым. Каждое маленькое достижение на этом пути придает ему чувство уверенности в своих силах.  Стремление к независимости часто проявляется в негативном поведении.  Он протестует против управления собой и каких-либо ограничений. Это и есть кризис первого года жизни.

 

Но этот кризис, отмечающий переход от младенчества к раннему возрасту, как и все остальные, является очень важным и необходимым, так как  закладываются черты личности ребенка, которые будут определять его дальнейшее развитие.

 

Кризис первого года наступает в возрасте от 11 месяцев до 1,5 лет и проходит у всех деток по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности и эмоциональной атмосферы в семье.

 

 Сделав первый шаг, у ребенка расширилось пространство его существования. Теперь малыш может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а ребенку опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением. Он падает на пол, швыряет вещи, визжит.  Ведь ему запрещают познавать мир!..

pervii_krizis

 

 Вдохнув воздуха свободы (свободы передвижения), ребенок настойчиво борется за свои права. Мир, открывшийся ему в новом ракурсе, дает ему возможность находить для себя невероятно интересные вещи, которые нельзя было исследовать, находясь у мамы на руках или в кроватке. Любознательность малыша, стремление все потрогать и изучить заставляют его настойчиво добиваться желаемого.

 

Можно заметить и непоследовательность в поведении:

  • ребенок становится маминым «хвостом», постоянно цепляясь за ее одежду и не давая сделать и шагу
  • появляются проблемы со сном: время сна сокращается, укладывать становится сложнее
  • к еде становится более привередлив, может есть периодами либо отказываться от еды

 

Наряду с изучением окружающей обстановки, малыш начинает изучать и своих родителей. Он начинает применять новые и новые формы поведения и отмечать то, как на это реагируют родители, тем самым проверяя рамки дозволенного.   Малыш заявляет о своих желаниях, предпочтениях и намерениях, отстаивает свое право на выбор игр и игрушек, пытается манипулировать родителями, чтобы добиться поставленной цели.

 

Кризис становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к малышу. Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. Нужно помогать ребенку осваивать мир, показывать предназначение вещей и предметов, учить действию с предметами, рассказывать обо всем, что вдруг заинтересует малыша.

 

Кризис одного года не обязательно проявляется слезами и криками, многие родители и не замечают каких-то особенностей в поведении ребенка в этот период.

pervii_krizis

 

Также этот период может пройти вполне благополучно, даже незаметно, если родители понимают, что происходит с малышом, и умело направляют его активность в нужное русло.  Но, опять же повторюсь, негативная сторона поведения ребенка в кризисный период — это обратная сторона положительных изменений в личности. Родители, да и вообще взрослые, окружающие ребенка,  должны знать об этом и помогать преодолевать трудный рубеж.

 

Чтобы легче прошло это время, следуйте нескольким правилам: 

 

  • Говорите с ребенком, проговаривайте его желания и свои запреты: «Ты хочешь этот мячик?», «Телефон не игрушка!»

 

  • Уважайте ребенка, внимательно относитесь к его желаниям и потребностям.

 

  • Предоставьте ребенку возможность самостоятельных игр.

 

  • Как можно меньше произносите слово «нельзя». Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. Слово «нельзя» замените другими словами, например, «пусть» (пусть лежит, пусть стоит и т.д.)

 

  • Установите несколько главных запретов. Эти запреты должны предъявлять к ребенку все члены семьи. Запреты должны касаться действий, которые могут отразиться на здоровье ребенка.

 

  • Позаботьтесь о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, так можно будет спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки.

 

  • Если такой возможности нет, то переключайте любопытство ребенка с опасных предметов на безопасные.

 

  • Предлагайте альтернативу: запрещено писать на документах, но вот есть листочек – здесь это делать можно, рвать книжку нельзя, а старую газету можно. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами.
  • Учите, объясняя примерами, например: рвать книжку не надо, но ее можно перелистывать, котенка нужно гладить, а не хватать и т.д.

 

  • Играйте с ребенком: есть кашку интереснее, когда, например, ложка — «самолет», который летит в ротик малыша; используйте прибаутки, веселые детские песенки.

 

Ваш ребенок даже в этом возрасте – это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее и легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

 

Относитесь к ребенку с пониманием и терпением, проявляйте гибкость и многих конфликтов удаться избежать, а со временем будете вознаграждены его самостоятельностью, уверенностью, жизнерадостностью.

Терпения вам и удачи!

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Привидение Лео: воображаемые друзья ребенка

Кто такие воображаемые друзья ребенка, как мы, взрослые, относимся к этому, насколько это заставляет нас задуматься над внутренним миром собственного ребенка

Возраст строптивости

Кризис трех лет чаще выражен ярче, чем кризис одного года, и больше доставляет хлопот, связано это с развитием самостоятельности

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс начинает проявляться у мальчиков уже в раннем возрасте, и последствия этого комплекса сопровождает ребенка всю жизнь



Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 10.01.2014 в 18:20   ответить

    Кризис первого года у некоторых детей происходит бурно, а у некоторых — незаметно, но и в том и другом случае нужно понимать, что два таких резких изменения : в физическом развитии — освоение ходьбы, а в психическом — речи, не могут не привести к изменению в поведении малыша. И если у него что-то не получается ( а получаться многое и не может сразу), то это будет вызывать бурный протест малыша.

  2. Многое зависит от темперамента ребенка.Один ковыряется понемногу,не торопясь осваивает мир. Другому нужно все и сразу.У моих дочерей было так.

  3. Прочитав эту статья сразу в голову приходит старый анекдот : » Мои родители были такие строгие, что я до 3-х лет думал,что меня зовут-НЕЛЬЗЯ»:) Конечно ребенку хочется все потрогать, попробовать на зуб. На своем личном опыте могу сказать, что чем меньше запретов,тем меньше конфликтов. Конечно же в том, что не может причинить вреда ребенку. Дарите своему малышу заботу и любовь и все кризисные моменты пройдут незаметно !

  4. У нашего малыша кризис первого года прошел вообще незаметно для нас. У крохи не было явно выраженных изменений в поведении. Просто иногда было немного отрицательных эмоций ,когда что-то не получалось. Но мы,родители на то и есть,чтобы помогать вместе познавать крохе этот прекрасный мир.

  5. Ребенок это прежде всего личность. И относится к нему надо как к равному, конечно надо его обучать, как жить в этом сложном мире. И здесь самое лучшее это личный пример. Мы сколько угодно можем говорить, что так делать нельзя, но если сами это не выполняем, ребенок, то же не будет это делать. Он сразу почувствует ложь и лицемерие. Будьте честными со своим малышом.

  6. Ох, уж эти кризисы! Всю жизнь с ними бороться надо. Прямо напасть какая-то, но видно так все задумано матушкой- природой…

  7. Ирина Павлова 09.05.2014 в 12:32   ответить

    Было странно узнать, что у маленьких детей бывает переходной возраст. Но я на собственном опыте испытала все его «прелести». Только терпение и понимание помогло мне справится со всеми капризами.

  8. Наш младшенький вроде бы хорошо пережил этот кризис. Отмечали у него проявление упертости, повышенную плаксивость, но больших проблем он нам не доставлял. Но впереди еще несколько кризисных периодов)))
    Хорошая статья, советы, поделюсь ею в своей группе.