Кризис семи лет — как преодолеть?

Кризис в возрастной психологии определяется качественным переходом от одного этапа в психическом развитии ребенка к другому возрастному этапу. В большинстве случаев кризис семи лет проявляется на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста и совпадает с важным для детей событием – поступлением в школу. Кризис семи лет еще называют периодом зарождения и развития социального (общественного) «Я».

 
Кризис семи лет

Фото © Janko Ferlič

 

В это время игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, перестает выполнять свои развивающие функции и полностью удовлетворять потребности ребенка в познании окружающей действительности. Ему становится необходима другая мотивация: освоение новой социальной роли, которая олицетворяет для него новый образ жизни, вступление во «взрослую» жизнь. Игровые персонажи, сюжеты, роли становятся для ребенка второстепенным, на первый план выдвигается возможность ощутить себя в другом статусе, быть «большим». И как следствие всех новообразований в данный возрастной период появляется важное качество личности – самоуважение.


 

Завершается кризис семи лет принятием ребенком внутренней позиции школьника, психологическая готовность и мотивация к обучению в школе. Ребенок осваивает новый для себя социальный статус ученика.

 

Как меняется поведение ребенка?

Как и на любом кризисном этапе, родители замечают за своими детьми многие изменения в их поведении, речи, поступках.

 

Развивается умственная активность, потребность в получении новых знаний, в исследовании своих возможностей.

Внешние проявления: капризность, передразнивание, кривляние, настойчивость, упрямство, таким образом дети привлекают внимание взрослых к себе, когда хотят, чтобы их услышали. Заканчиваются с вступлением в новый возрастной период.

Меняется самооценка, она становится более адекватной, приближенной к реальной действительности.

Уже нет той непосредственности в действиях, которая была раньше, когда поступки были подчинены эмоциям. Сейчас ребенок способен их анализировать, контролировать, соотносить с конкретной ситуацией.

Появляется осмысленность собственных переживаний в конкретный момент. Если ребенок злится или радуется, он может это озвучить («я разозлился», «я радуюсь»).

Возникают некоторые сложности в воспитании ребенка из-за его отказа подчиняться взрослым, стремления к самостоятельности, самоутверждению.

 

Советы родителям

Необходимо помнить, что кризисные периоды в жизни детей шести-семи лет, неизбежные и временные явления. Их наступление свидетельствует о том, что ребенок становится старше, и у него появляются новые когнитивные потребности. Чтобы кризис прошел максимально безболезненно и для детей, и для их родителей, психологи рекомендуют придерживаться несложных рекомендаций:

 

1. Выслушивайте своего ребенка, его мнение, давайте возможность высказаться до конца, тем самым показывая ему, что вам важна его точка зрения.

 

2. Старайтесь отвечать на все интересующие вопросы, даже если он их задавал ранее и неоднократно. Ребенок продолжает познавать окружающую действительность.

 

3. Если вы что-либо запрещаете, обязательно обосновывайте причину отказа в данный момент или постоянно.

 

4. Поощряйте его самостоятельность, хвалите за любые даже самые маленькие успехи, поддерживайте любые начинания.

 

5. Вовлекайте в разговоры на различные «взрослые» темы.

 

6. И, наконец, демонстрируйте ребенку положительный личный пример, культуру поведения. Ведь от того, какую модель воспитания вы используете в своей семье, зависит отношение ребенка к окружающему миру в его взрослой жизни.

 

Автор: редакция сайта ncuxolog.ru

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Половое воспитание малолетних детей

Половое воспитание детей начинается в тот период, когда малыш начинает интересоваться различиями между мальчиками и девочками

Ребенок с диагнозом «гиперактивность»

Чем отличается гиперактивность от обычной детской непосредственности и подвижности и как помочь гиперактивному ребенку адаптироваться в обществе

Вредные привычки у ребенка — как бороться?

Как искоренить вредные привычки у ребенка, такие как: сосет палец, ковыряется в носу, теребит волосы или совершает другие навязчивые движения