Куклотерапия
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.
У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.
Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.
Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).
Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.
Л.Войцехович
Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.
В чем же помогает куклотерапия?
1. Психодиагностика.
Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».
2. Умение управлять эмоциями.
Здесь возможно применение любых театральных кукол.
3. Самовыражение.
Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
4. Приобретение важных социальных навыков.
Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.
Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.
6. Развитие самосознания.
7. Развитие грубой и мелкой моторики.
Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)
8. Разрешение внутренних конфликтов.
Используется тряпичная кукла.
9. Развитие речи.
С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.
10. Коррекция отношений в семье.
Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.
11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
12. Профилактика и коррекция страхов.
Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.
13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.
Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.
14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.
Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.
Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.
2. Последующая терапевтическая работа с ней.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.
Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).
Год назад я впервые познакомилась в интернете с тряпичными куклами. Мне стало настолько интересно, что я решила изготовить некоторые из них. Первые дались с большим трудом, но потом все легче и легче. Зато какие чувства я испытывала, когда, заходя на кухню, где они стояли на шкафу, я смотрела на свое творение! А смотрела я при каждом заходе… Каждый раз у меня возникало желание взять куклу в руки, прижать и поцеловать. Чувства сродни чувствам, испытываемым к родному ребенку.
Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…
Л.Войцехович
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.
Куклы-марионетки.
Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).
Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Пальчиковые куклы.
Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы.
Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.
Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.
В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Веревочные куклы.
Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы.
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы.
Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы.
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.
Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии»,
tylinova.com,
ippt.ru,
psyera.ru
А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Думаю, перчаточные куклы рано или поздно появляются в каждой семье, где есть ребенок. А пальчиковые родители используют в игре с ребенком, но не все догадываются, что это тоже куклы. Спасибо за видео, буду знать теперь как психологи испольуют кукол в работе.
Процесс создания самодельной куклы особенно захватывает. Ребенок с помощью взрослых способен получить массу эмоций от такого вида творчества. Начать можно с самых простых кукол, одевающихся на пальчик. Имея в арсенале несколько персонажей, можно играть домашние спектакли.