Любви все возрасты покорны


«Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней.»

Эмили Дикинсон

Любить человека — значит относиться к нему особым образом, вопреки всем возможным слабостями недостаткам. Но вспомните, когда у вас была первая любовь, — то самое первое «особое отношение», возникшее скорее всего задолго до того, как вы смогли логично аргументировать свои симпатии…

 
первая любовь

Фото © MetaIMG



 

Одно из самых распространенных заблуждений о любви состоит в том, что любовь приходит единожды, и чаще всего — в ранней юности. Именно с юношеским периодом связываются в нашем обществе все самые яркие, высокие чувства и чистые душевные порывы. К этому возрасту обычно относят и пик любовных переживаний. И глубоко ошибаются.

 

Романтические чувства человек испытывает еще в детстве. Не секрет, что в возрасте 5-7 лет многие дети впервые сталкиваются с самой настоящей влюбленностью, к которой родители временами относятся менее серьезно, чем следовало бы. В этом возрасте у ребенка складывается собственное отношение к жизни, окружающим, формируются первые симпатии и антипатии. Конечно, до накала страстей подростков им далеко, но их жизненный опыт столь мал, что порой резкое слово или шутка «девочки с голубым бантом» может обернуться серьезной эмоциональной проблемой для малыша.

 

В этом случае мудрые родители всегда придут на помощь своему ребенку, понимая и принимая его переживания. Ни в коем случае не стоит высмеивать его чувства, говоря, что он слишком мал, чтобы испытывать нечто подобное. Лучше всего поставить себя на место ребенка, вспомнить и проанализировать свои жизненные ситуации, которые могли вызвать похожую реакцию, обратить внимание на его поведение и настроение.

 

 Расспросите малыша о том, что он чувствует. В этот момент как никогда требуется умение говорить с детьми, понимая язык их жестов и эмоций, терпеливо и доступно объяснить по возможности суть происходящих явлений, значение тех или иных слов и поступков, как можно полнее удовлетворяя жажду ребенка в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений.

 

Если симпатия взаимна, выясните, какие именно черты привлекают вашего ребенка в людях, разделите его радость — в этом возрасте она столь заразительна! Если же ваш малыш стал замкнутым и отстраненным, часто плачет бывает раздражительным — это сигнал неблагополучия. Постарайтесь понять, что вызывает его душевную боль. Попытки отвлечь ребенка путем переключения внимания чаще всего безрезультатны — в глубине души малыш продолжает страдать. Действенным и, главное, положительным для дальнейшего развития его личности будет сочувствие, сопереживание, доверительный контакт, разъяснение и при необходимости — наставление с выражением уверенности в способностях самого ребенка справиться с возникающими трудностями. Тем самым столь чувствительное в этом возрасте чувство «я» будет укрепляться и развиваться, что позволит сохранить самооценку и избежать появления ранних комплексов: «Со мной не дружат, значит я ПЛОХОЙ!» Однако при разговоре с ребенком не стоит грубо обобщать и упрощать его проблему: «…таких Маш (Дпш, Дим или Саш) у тебя будет еще миллион!» Помните, что любое ваше слово в этом возрасте воспринимается практически как руководство к действию. При таком подходе существует опасность «программирования» поверхностного и циничного отношения к противоположному полу, что по мере взросления создаст плодотворную почву для возникновения более серьезных межличностных проблем.

 

Ранняя детская привязанность редко перерастает в глубокое чувство, тем не менее первый опыт общения остается с человеком на всю жизнь. Нередко люди, считавшиеся в детстве «женихом и невестой», сохраняют дружеские чувства очень долгое время, помогая друг другу в решении различных проблем и оказывая поддержку в трудные минуты. Также важны доверительные отношения с родителями, возникающие у ребенка после того, как его «любовные неурядицы» были восприняты серьезно, несмотря на столь юный возраст. В последующем это поможет более мягко преодолеть кризис переходного возраста.

 

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, а будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его. Если в семье принято серьезное отношение к любого рода проблемам, независимо от возрастной категории, — ее члены умеют ценить, понимать и щадить чувства других людей, что в наше время очень важно.

 

Возвращаясь к вопросу о пике любовных переживаний, хотелось бы заметить, что нет никаких оснований выделять какой-либо возрастной период как самый счастливый. Большинство людей любит не один раз. Как и во всяком другом искусстве, в любви для достижения вершин мастерства — умения любить другого человека — необходим опыт, в том числе, возможно, и опыт неудач. Вопрос в том, как воспринимает человек подобные неудачи? Какие жизненные уроки усваивает он по мере взросления? Какие люди находятся рядом с ним в этот момент? Едва ли не самым главным при этом оказывается вопрос доверия к миру, фундаментом которого чаще всего является доверие к родным. Поэтому столь необходимо бережно относиться к любым проявлениям чувств, не задумываясь о том, «пришло ли время любить». Любовь приходит к людям, не спрашивая о возрасте, положении или времени… Никакой возрастной способности к любви не существует. Любовь в семь, тринадцать или пятьдесят лет может быть ничуть не менее яркой, чем в «самые счастливые» восемнадцать!

 

Автор: Лана Багирова

Источник: журнал «Формула красоты», №1 2004г.

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Механизмы агрессивного поведения детей

Агрессивное поведение у детей имеет в основе такие движущие силы, как демонстрация себя, достижение своих практических целей, подавление и унижение другого

Как проявляется детская агрессия?

Детская агрессия принимает разные формы уже в дошкольном возрасте, но об агрессивности нельзя судить лишь по внешним проявлениям — важны мотивы, переживания

Мама, посмотри на меня: я тоже маленькая!

С появлением малыша внезапно ваш старший ребенок начинает вести странно: то достанет старого мишку, которого давно разлюбил, то сосет соску — что случилось