Манипуляция родителями
Дети тренируются, можно даже сказать — дрессируют родителей, непроизвольно, нечаянно принуждая их действовать так, как им, детям, хочется. Дети прекрасно чувствуют все слабые места в характере родителей, а главное — в системе воспитания, которую родители применяют.
Фото © Mohammadnabi
Например, требование что-то купить в магазине вплоть до падения на пол. Если ребенок имеет в своем опыте хотя бы один факт, что такое поведение сработало, он будет пользоваться этим приемом. Понятно, что родители сдаются в магазине не по причине слабости характера, а потому что неловко перед окружающими. Сами родители в таких случаях почти всегда говорят, что им все равно, что подумают окружающие люди, но… чаще всего выдают желаемое за действительное.
Можно привести еще ряд примеров такой «дрессировки»: «Я боюсь», «У меня болит живот», «У меня ноги устали», «Меня там обижают» или просто крик. Ребенок по опыту знает, что эти фразы почему-то магически действуют на взрослых. Родители вкладывают в эти слова свой смысл. Вот несколько примеров того, на что родители обычно не обращают внимания, фильтруют из детской речи.
— Я боюсь.
— Чего ты боишься?
— Там опасно.
-А что такое «опасно»?
— Опасно — это такие… опасности.
— Что такое опасности?
— Ну они такие опасные.
— Это какие?
— Лохматые, наверное, а еще такие «У-у!»
— Это они так говорят «У-у»?
— Да нет, они молчат, но они злое лицо делают. Детей, в общем-то, пугают просто, да и все.
— Они большие?
— Я не знаю, я их не видела. Наверное, как я ростиком.
— А откуда ты знаешь, какие они, если не видела?
— Ну… мне так кажется.
— И ты их боишься?
— Я — ничего не боюсь!
— Ты же сказала — боишься.
— Ну, мне так показалось.
Родители обычно не расшифровывают детские фразы, воспринимают их как есть, с точки зрения своего жизненного опыта. То есть ребенок сказал «Я боюсь», а мама восприняла эти слова в прямом смысле, без вариантов.
Конечно, бывает и так, что ребенок и на самом деле боится понимает, о чем говорит, и точно обозначает объект страха.
* * *
— У меня болит нога, я не могу убрать игрушки.
— Покажи, где болит.
— Вот тут, и еще вот тут и вот тут.
— Здесь ничего не видно.
— Да ты не там смотрела.
— Покажи своим пальчиком — где.
— Да вот тут (там тоже ничего нет).
— А, это другое дело, сейчас принесу йод, будет немного щипать, зато нога пройдет.
— Не надо этот йод!
— Так нога-то болит!
— Уже немножко меньше болит, сейчас совсем не будет болеть.
— Может, все-таки йодом? Быстрее пройдет, прямо сразу.
— Да уже все прошло, пока мы говорили.
— А игрушки?
— Я потом.
— А вдруг снова нога заболит?
— Да не заболит теперь уже.
— Но я все-таки йод здесь оставлю на всякий случай…
— Как я буду игрушки убирать, здесь мне будет это мешать, вдруг я разолью прямо на пол? Вдруг я здесь игрушки положу, а надо будет йод тебе или дедушке, а из-за игрушек ведь не видно будет, будете потом искать ходить: «Где йод? Где йод?». Маши-растеряши! (Нападение — лучший способ защиты!)
— Ладно, а куда можно поставить, где не будут игрушки лежать?
— Да никуда, наверное. Видишь, я везде уже игрушек наставила, нет прямо нисколько места для… йода твоего… Вот как все занято.
* * *
— Я в сад больше не пойду — меня там обижают.
— Кто тебя обижает?
— Это секрет. Мальчики одни.
— Их много?
— Мало, но они сильно обижают, я плачу, когда никто не видит. Уйду за клумбу и плачу.
— Это, наверное. Максим.
— И Максим. Максим редко, он мне яблоко давал, когда у него был день рождения, и давал подуть в настоящий милицейский свисток. А потом как даст мне по ноге красной лопаткой. Только он не нарочно, он клумбу копал, а там камешки же для красоты.
— А как же он тебя обижал?
— Он почти не обижал.
— Ты сейчас его боишься?
— Нет.
— А кто там тебя обижает?
— Разные дети. Один мальчик, он уже не приходит, он с мамой и папой упереехал.
— Уехал. Или переехал.
— Уехал.
— Смотри, что получается: Максим тебя уже не обижает, еще один секретный мальчик уехал, а кто же тебя обижает?
— Все меня обижают.
— И ты целый день плачешь?
— Нет. Я играю. Я кушаю всегда. Мы бегаем.
— Все-таки мне не понятно, кто же тебя обижает? Может, воспитательница?
— Обижает. Сильно говорит, если я ухожу от ее глаз.
— Что говорит?
— «Вернись, чтобы я тебя видела».
— А как это — сильно?
— Когда мы на ее глазах, она говорит простым голосом, а когда с ее глаз уходим — сильно, чтобы мы слышали ушами своими.
Автор И.Б.Широкова, психолог
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
О, да! Дети — еще те психологи. Они постоянно «тыкаю пальчиком» то туда, то туда. Прощупывают почву и устанавливают границы возможностей. А потом пытаются их расширить. :) Куда эта проницательность потом девается — загадка… :)