Младенец

младенецС рождения до года

Первый месяц жизни ребенка называют периодом  новорожденности.

В своем поведении дети уже с первых дней жизни отличаются друг от друга. Это проявляется не только в характере реакций на раздражители, на неудобства, на голод, но и в предпочтениях, которые могут обнаруживаться у новорожденного, например, каким способом его можно быстро успокоить.  Поэтому крайне важно знание и понимание родителями индивидуальных особенностей своего ребенка, его привычек, потребностей и желаний. И в первую очередь это касается матери.

 

Так, если родители реагируют на запросы ребенка неадекватно, пытаются успокоить его способом, вступающим в противоречие с его собственными желаниями, «это может привести к формированию у них и у малыша нежелательных стереотипов поведения, которые впоследствии будет трудно изменить». Например, если на крик ребенка, который может быть вызван различными причинами дискомфорта, всегда следует одна и та же реакция родителей — накормить, то у маленького ребенка может сформироваться и закрепиться стереотип, который можно выразить формулой «Еда — спасение от всех бед».

 

РЕЧЬ

Развитие речи ребенка в первый год жизни проходит следующие стадии:

1. К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь — особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

младенец2. На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

3. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения.

4. На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает  предметное общение.

5. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений.

С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. И к концу первого года жизни малыш усваивает целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

 

ВНИМАНИЕ

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены. Например, при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему.

младенец

В пять—семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Эмоции в жизни маленького ребенка играют особенную роль. Они являются первой формой связи ребенка с окружающим миром. Эмоции служат выражением отношения ребенка к предметному миру, толкают к познанию, тем самым способствуя всестороннему развитию малыша, они представляют собой одно из средств общения ребенка со взрослыми и детьми.


Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение с окружающими.

 

Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

 

младенецЕсли понаблюдать  за младенцем в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни, то можно обнаружить, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения,  напоминающие улыбку. Эти движения  спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникает на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос.

 

Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

 

На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название «комплекс оживления». Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально.

младенец

Было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам.  Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком.

 

Таким образом можно сделать выводы:

1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

 

«Мать видит то, чего еще нет, и тем самым

реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком,

когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно

благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность»

М. И. Лисина

 

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда их не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Как уже отмечалось чуть раньше, новорожденный ребенок демонстрирует свои эмоции при помощи крика, который имеет определенный интонационный рисунок. В процессе общения со взрослыми ребенок пытается выразить свои эмоции, создавая имитацию взрослой речи и используя при этом те интонации, которые заложены в нем от рождения. Так у малыша происходит формирование различных голосовых реакций.

 

В связи с увеличением длительности бодрствования и дальнейшим развитием деятельности  у ребенка появляются условия для возникновения положительных эмоций. Если в период новорожденности для ребенка важен телесный контакт с матерью, то с 6 месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же позитивный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт. Более того, нормально развивающемуся ребенку крайне важно теперь видеть мать.

младенецСчитается, что первичные  реакции ребенка на отрицательное состояние матери — тревогу, страх, огорчение — можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.

 

Уже к концу 1-го года жизни ребенок делает попытку утешить расстроенную мать. Он заражается отрицательным эмоциональным состоянием другого человека, поэтому вслед за одним ребенком в яслях начинают дружно плакать и все остальные.

 

Именно в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым.

 

Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:

  •  малыш ищет близости с любым человеком;
  •  учится отличать знакомых людей от незнакомых;
  •  чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

 

Отсутствие же впечатлений, эмоционального контакта со взрослыми у здорового, ухоженного ребенка вызывает апатию или крик, приводит к задержке развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении.

Ребенок растет, изменяются его возможности, потребности. Все больше его привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но примитивные манипуляции ребенка, простота, ограниченность его действий не позволяют ему самостоятельно открыть разнообразные, специфические свойства и функции предметов. Неоценимую помощь здесь оказывает взрослый. Он показывает новые интересные действия с предметами — подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и вновь собирает половинки деревянной матрешки. Ребенку уже мало внимания и ласки, он стремится к сотрудничеству со взрослым, хочет действовать при его участии, вместе с ним.

 младенец

Первый год жизни ребенок развивается особо быстро. Это время, когда закладывается фундамент для психического развития, поэтому родители должны быть осторожны в проявлении своих действий по отношению к ребенку, так как именно от них зависит развитие маленького человечка.

 

Одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка. Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 

Елена Баенская «Научитесь общаться с младенцами»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить на Ozon.ru

Электронная книга

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Изгнание из Рая

Ошибки родителей превращаются во внутренние конфликты ребенка, психологические комплексы, которые сопровождают всю его взрослую жизнь

Как определить ребенка индиго

Кто такие дети-индиго, как определить ребенка индиго — такими вопросами задаются родители и педагоги, но так ли страшен этот «диагноз»

Кризис семи лет — как преодолеть?

Кризис семи лет — еще один переходный этап в жизни ребенка и его родителей, который помогает вашему дошкольнику перейти на новый уровень развития


Обсуждения
  1. Моей внучке сейчас 4 месяца, она смеётся в ответ на смех взрослого, а если я укачиваю её молча, то начинает петь а-а, а-а, ааа, как бы подсказывая, что нужно петь колыбельную. И в её пении уже различается музыкальный ритм.

    • Мозгунова Ирина 10.01.2014 в 18:05   ответить

      Как только ребёнок начал гулить — петь свои а-а-арии из разных (в основном, гласных) звуков, тут же начинайте использовать приём «Перекличка». То есть — повторяйте за ребёнком то, что он произнёс.
      Не Вы первыми поёте, а повторяете за ним, заставляя сосредоточиться его слух и внимание. Он пропел «гу-гу», и вы через пару секунд «гу-гу»; он «а-ба-ба-ба» и Вы- «а-ба-ба-ба».
      Так Вы и голосовой аппарат малыша натренируете и мышление задействуете.

      • Думаю, многие мамочки, бабушки используют такую перекличку, даже не задумываясь и не подозревая, что это один из методов и приемов развития младеца.

        • Мозгунова Ирина 26.01.2014 в 07:51   ответить

          интуитивно используется перекличка иного рода: когда мама произносит нараспев какие-то звуки, ожидая, что ребёнок повторит за ней.
          А нужно делать совсем наоборот: первым поёт ребёнок, а мама повторяет за ним.

          Кстати, может, Вы и правы, Светлана, возможно многие мамы так и делают. Просто я сама так не делала, и для меня было открытием, что я делала неправильно.
          И, вообще, в моей жизни случилось так, что прежде у меня была совершенно иная специальность, а педагогикой я начала увлекаться и учиться только с рождением детей — то есть когда уже напортачила много ошибок. Кстати, ошибки намного ЗАМЕТНЕЕ, когда их все уже совершил на практике.

        • Согласна с Вами. Когда я еще не знала, что нужно так делать, то интуитивно делала такую перекличку. И вообще, очень многие вещи делаю интуитивно, а потом оказывается, что так и рекомендуется делать.

      • Моему внуку сейчас 6 месяцев. Живут от нас далеко- в Финляндии, но каждую неделю смотрим его по скайпу, и видим, как ребенок меняется. Уже вовсю смеется, даже хохочет и…что бы вы думали? Подтанцовывает под музыку…Своими движениями в так музыки показывает, что он ее слышит и чувствует. Ему поют перед тем, как укладывают и сам напевает, когда родители молчат. Вот такие сейчас наши детки.