Музыкальная терапия
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.»
Оскар Уальд
Способна ли музыка исцелять? В этом не приходится сомневаться. Использование музыки в лечебной практике корнями уходит в глубину веков. В дошедших до нас древнейших документах музыка не раз упоминается как лечебное средство. Античные философы Пифагор, Аристотель, Платон тоже писали о целебной силе музыкального воздействия.
Древнем Египте под музыку принимали роды. Авиценна использовал ее для лечения психически больных. Гиппократ исцелял музыкой бессонницу и эпилепсию. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган. Древние греки тоже предписывали музыку в качестве лекарства, осознанно учитывая ее специфические (ладовые) особенности для разных целей.
Однако древние традиции и опыт были утеряны. Лишь с ХХ столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики: французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях, т.е. там, где ее воздействие наиболее доступно и очевидно.
Музыкотерапия — метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс.
Влияние музыки на человека прослеживается на трех уровнях:
1. физиологический.
Это когда при прослушивании по коже бегают мурашки – результат выделения эндорфинов, гормонов удовольствия. Так субъективно ощущаются вышеперечисленные объективные изменения в организме, фикси-руемые с помощью приборов.
2. душевный.
Именно здесь музыка, рождая эмоции, меняет наше настроение,. Если грустно, печальная мелодия усилит грусть, а жизнеутверждающая, наоборот, взбодрит. Кто-то из великих сказал: музыка – лучший друг человека, лишь она по-настоящему способна утешить нас в горе…
3. духовный.
Его содержат те музыкальные шедевры, которые составляют золотой фонд классики: «Лунная соната» Бетховена, произведения Баха, Моцарта и др. Такая музыка возвышает, пробуждает творческие силы, ощущается как откровение. И это закономерно: искусство предоставляет человеку в образной форме нечто большее, чем окружающая действительность.
Различают три основные формы музыкотерапии:
1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
2. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
3. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Звук должен быть рассеянным.
Музыкотерапия противопоказана:
- младенцам с предрасположенностью к судорогам
- детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма
- больным отитом
- детям с внутричерепным давлением
Несколько лет назад ученые Института педиатрии РАМН проводили исследование, в котором проводили лечение музыкой недоношенных детей. Исследования показали, что после прослушивания классической музыки у младенцев повышалась активность ферментов клетки, которая у недоношенных детей бывает снижена. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет…
Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии.
Источники: gazeta.aif.ru
wikipedia.org
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Прочитала все с интересом. А откуда такая информация о противопоказаниях? Впервые такое слышу…
Ирина, у любого лекарства, мед.услуг есть противопоказания. Согласитесь, когда у ребенка отит или головные боли, о музыке и речи быть не может. Даже взрослый человек при головной боли не станет включать музыку, а предпочтет тишину. А судороги у новорожденного, склонному к ним, музыка может спровоцировать вибрацией. Мне кажется, это очевидно.
Моя внучка очень любит слушать спокойную классическую музыку. Когда у неё «плохое» настроение, или не может заснуть, то мы слушаем музыку, внучка сразу успокаивается, внимательно слушает, перестаёт капризничать. Так, что влияние музыки, особенно классической, на детский организм, это доказанный факт!
Я тоже с детства детям включала музыку. им нравилось. Ведь даже беременным рекомендуют слушать музыку, потому что ребеенок ее слышит.