Неуправляемые дети
Во время обсуждения поведения детей обязательно найдется какая-нибудь мама, которая скажет: «Да, вам хорошо рассуждать! ваш ребенок, по крайней мере, слышит вас. А мой — такое ощущение, что глухой. А иногда я вообще не успеваю ничего сказать: он срывается с места и шкодит быстрее, чем я пойму, что происходит».
Фото © in Order for Life
Импульсивные дети
Действительно, около 15% детей кажутся неуправляемыми. Там, где у родителей обычных детей есть время для маневра, разделяющее желание, возникшее у ребенка, и начало действия, родителям импульсивных приходится, как правило, сталкиваться уже с последствиями ошибочного поведения их детей. Вы не успели произнести: «Открывай бутылку лимонада осторожно, не направляй ее на людей», а гости уже облиты. Не успели дать добрый совет: «Если хочешь поиграть с машинкой мальчика, предложи ему поменяться», а мальчик уже лежит на песке и плачет, в то время как ваш ребенок удрал с машинкой на горку… И даже если вы решили перед прогулкой повторять правила поведения, ваш ребенок, кажется, совсем не слышит вас. То есть его поведение не меняется и не становится более предсказуемым.
Часто импульсивные дети сильно рискуют: залезают слишком высоко, ходят по тонким и шатким опорам, спрыгивают с большой высоты. При это создается впечатление, что они совсем не знают страха. Однако ощущения, что это делается назло вам, тоже нет. Они просто не умеют различать опасные и безопасные ситуации. Другая их характерная черта — зашкаливающий оптимизм, уверенность, что с ними все и всегда будет хорошо.
Возможные причины неуправляемости
Возрастная импульсивность. За контроль над поведением отвечают лобные доли — один из самых молодых и поздно созревающих участков коры головного мозга. Именно лобные доли «проектируют» сложное поведение. Когда они созревают? На протяжении всего детства. Говорить об их окончательном формировании можно к восемнадцати годам (но это не значит, что именно к этому возрасту у человека формируется мораль, — это дело всей жизни). В дошкольном и младшем школьном возрасте некоторая импульсивность и эгоцентризм — норма. Но когда в совместных играх импульсивный эгоцентрик получает ответную реакцию от себе подобных, его поведение начинает меняться.
Некоторое возрастание импульсивности также нормально в подростковом возрасте — за счет повышения общего эмоционального фона и большой утомляемости подростков.
Умственная отсталость. Дети со сниженным интеллектом просто не могут представить себе последствия своих поступков.
Гиперактивность. Является следствием внутриутробных заболеваний, родового травматизма и послеродовых инфекций. В результате нарушаются обмен нейромедиаторов и баланс возбуждения-торможения в мозге. Такие дети очень легко возбуждаются, с трудом отдыхают, очень быстро переключаются с одного на другое, не успев понять и скорректировать свое поведение. Поэтому импульсивное поведение для них — единственное возможное.
Диагноз «гиперактивность» ставится не раньше 6 лет, хотя поведение тех детей, которых подозревают в гиперактивности, может резко отличаться от поведения сверстников. Когда ребенок маленький, невозможно разобраться, имеем ли мы дело с патологией, с особыми темпами созревания или просто с особенностями характера.
Удовлетворение потребностей. Бывает, что рискованное, бесшабашное поведение — это попытка удовлетворить «сенсорный голод» — потребность в новых ощущениях, желание повысить свою самооценку или обратить на себя внимание окружающих. Причем часто такие попытки бессознательны. Наш мозг отлично знает, что нам нужно, и готов добиваться этого буквально любой ценой.
Не нужно забывать, что темпы развития всех детей индивидуальны. Кто-то избавится от большей части возрастной импульсивности уже в семь лет, кто-то будет поражать своей эгоцентричностью гораздо дольше.
Что делать
Контроль за ребенком. Возможно, это самое трудное, но и самое эффективное действие. пока лобные доли ребенка не развиты, их роль должны выполнять родители.
Предупреждение. Учите ребенка анализировать свое поведение. Он вряд ли будет благодарным учеником, но стоит проявить упорство. Спрашивайте: «Чего ты хочешь добиться? Что ты собираешься для этого сделать? С чего ты начнешь? А что сделаешь потом? как ты думаешь, какой будет результат?» Предлагайте ему проговаривать свои намерения вслух. Возможно, это будет выглядеть смешно, зато помогает. Можно также играть с ребенком в игры на развитие внимания и самоконтроля.
Физическая нагрузка. Плавание, батут, пейнтбол, все виды борьбы — при адекватном тренере, который не будет делать акцент на агрессивном соревновании и «победе любой ценой», помогут утолить «сенсорный голод», компенсировать неудовлетворенность своим статусом и потребность в общении. особенно эффективно, если родители и дети будут заниматься вместе.
Правильное питание. Диета, в которой достаточно воды, много натуральных продуктов и мало кофеина, газированных напитков с заменителями сахара с вкусовыми добавками, поможет ребенку избежать резких перемен в настроении.
Здоровый образ жизни. В том случае, ели ребенок достаточно спит ночью, может отдыхать днем, регулярно гуляет при дневном свете, не переутомляется, он лучше себя чувствует и ему легче контролировать себя.
Лечение у невропатолога. Регулярно проходите осмотр у детского невропатолога и проводите назначенные им курсы лечения.
Автор Елена Первушина
Из книги «Кнут или пряник?»
На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Е.Первушина «Кнут или пряник?»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить на ЛитРес |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения