Невротические страхи
Как уже отмечалось в статье Страхи, обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3-4 недель. Это можно считать нормой. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Для него характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Страхи могут существовать и расти вплоть до преклонного возраста. Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению защитного поведения: избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного. На фоне невротического страха возможно проявление других неврозов, астении: повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и др.
Наиболее существенные отличия невротических страхов от возрастных:
- бо’льшая эмоциональная интенсивность и напряженность
- длительное или постоянное течение
- неблагоприятное влияние на формирование характера и личности
- болезненное заострение
- взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (невротические страхи — это один из симптомов невроза как психического заболевания формирующейся личности)
- отражение на поведении посредством не только избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие защитного типа поведения
- более прочная связь с родительскими страхами
- относительная трудность их устранения
Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страхов. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений.
Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.
Страх за свою жизнь в виду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеет существенных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия здесь скорее носят качественный характер и сводятся к боязни нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни, стихии. Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, и в их основе лежит страх смерти. Этот страх означает боязнь «быть ничем», то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть в огне, при пожаре, погибнуть во время стихийных бедствий, подвергнуться смертельной опасности во сне или получить увечье в результате нападения или болезни.
Чаще подобные страхи испытывают чувствительные, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети. Их представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтом и они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями, проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми.
Ближе к 7-8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то,не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, опасением быть не тем, кого любят и уважают. Страх быть не тем» чаще всего встречается не просто у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них, кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их.
Источник: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»
![]() |
А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»
|
Видео взято с youtube.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Страхи мешают людям вести качественно-полноценную жизнь, поэтому родителям нужно заботиться о психическом здоровье детей, не сваливать собственные проблемы на плечи своих детей.