Нужно ли учиться играть?

Игра — это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений.  В игре ребенок подражает взрослым. В ней он воображает ситуации, создает увиденное в жизни. В игре ребенок может действовать как взрослый. При этом ребенок заменяет какие-то отсутствующие атрибуты из жизни имеющимися у него игрушками. Так, он палку воображает лошадью, на которой можно скакать, детали от конструктора использует как посуду, из которой можно попить чай, скушать кусочек тортика или конфетку. Как же игра зарождается в раннем возрасте?

Нужно ли учиться играть

Фото © La Nuova Scuola

 

Как возникает игра?

В жизни ребенок, используя какие-либо предметы обихода, во-первых, овладевает техникой обращения с ними, во-вторых, ограничивается лишь имитацией, т. е. результат тут не важен.  Например, ребенок за столом с трудом держит ложку, старается кушать аккуратно, ничего не разлить. В ходе же игры с куклой он не задумывается над этой стороной вопроса, он не зажат, чувствует себя более раскованно, при этом функцию ложки может выполнять палочка, какая-нибудь деталь от конструктора, даже та же самая расческа, либо просто ладошка самого ребенка.

 

Но перенос действий начинается после двух лет. Если мы полуторагодовалого малыша попросим дать кукле конфетку, которой нет на столе, то он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как ребенок 2,5-з лет не задумываясь отыщет на столе какую-нибудь палочку или шарик и скажет: «На, кушай!«


 

На втором году жизни игрушка для ребенка имеет то же значение, что и любой другой предмет, которым он манипулирует и с помощью которого познает его физические свойства путем перекладывания, постукивания, вкладывания в другие предметы. Дальше с помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов в игре и начинает воплощать в ней реальные жизненные ситуации, свидетелем которых он был. Большое значение здесь имеет фантазия ребенка. А насколько фантазия богата зависит от нас родителей. Так, если ребенок будет постоянно находиться в манеже и не будет наблюдать за действиями мамы на кухне, он долго может и не знать, откуда, например, берется пюре или как делать чай сладким. Иными словами, материал для фантазий ребенок черпает из знаний и представлений о жизни.

 
nuzhno-li-uchitsya-igrat

Фото © colady.ru

 

Если мы понаблюдаем за ребенком в процессе игры на втором году жизни, то сможем заметить беспорядочные, не связанные между собой действия: малыш будет подносить ко рту куклы ложку, чашку, и тут, увидев расческу, он прервет кормление и начнет расчесывать куклу. Если ему на глаза попадется какой-то другой предмет, он займется им, а потом уже, вспомнив про куклы, опять начнет ее причесывать. Ни одно действие не следует из другого и не доводится до конца.

 

Постепенно ребенок накапливает жизненный опыт, овладевает навыками самостоятельных действий. Все это отражается в игре, в которую включается все больше предметов, действия становятся более свободными. Развитие игровых навыков приводит к тому, что ребенок начинает замещать одни предметы другими, один и тот же предмет может выполнять сразу несколько функций. Так ребенок способен развивать сюжет с малым количеством игрушек.

 

Что дает ребенку игра?

Через игру ребенок познает окружающий мир. В игре развивается изобретательность, проявляется фантазия, ребенок чувствует себя свободным. В игре происходит психическое развитие ребенка: концентрируется внимание, складывается образное мышление, тренируется память, отрабатывается социальное поведение.

 

Что необходимо для возникновения игры?

Иногда, мы видим, что игрушки лежат невостребованными, и начинаем считать, что они надоели ребенку, нам кажется, что ребенок не знает, чем себя занять. Но может мы преувеличиваем?

 

Игра детей не возникает сама по себе. Она складывается под руководством взрослого. Иногда можно заметить, что малыш, которого посадили за стол с игрушками, не проявляет особого энтузиазма, он перекладывает игрушки с места на место, пытается как-то манипулировать ими, но все как-то вяло. И тут можно сказать, что ребенок просто не умеет играть. Или другой пример. Ребенок трех лет называет все игрушки, которые видит на столе, и на предложение взрослого покормить, например, куклу, он отвечает: «Чем ее кормить? Здесь ничего нет!«, т.е. ребенок не умеет производить замещения предметов.

nuzhno-li-uchitsya-igrat

 

Так, узнав, в каком направлении развивается игра в раннем возрасте, понаблюдайте, может ли Ваш малыш играть. Предложите ему полечить или покормить куклу и посмотрите, как ребенок реагирует на Ваше предложение, может ли он играть один или ему необходимо Ваше участие, как долго он играет, на сколько разнообразны его действия, использует ли замещения.

 

Из книги«От года до семи лет»

Автор Л.Н. Галигузова

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Раннее детство

Раннее детство — новая возрастная ступень развития ребенка после достижения им конца младенческого возраста, то есть от 1 года до 3 лет

Эти загадочные предметы

Развиваясь ребенок познает окружающий его мир, ему все интересно, любой предмет, имеющийся дома, и задача родителей — обеспечить безопасность малыша

Первый трудный возраст

Уже в год ребенок начинает проявлять свое Я, и родителям нужно быть терпеливее с ним, ведь возрастной кризис одного года очень важен для развития ребенка


Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 05.12.2013 в 19:16   ответить

    С большим интересом прочитала статью про игру.
    И хочется подчеркнуть даже не то, что детей нужно учить играть, а то, что вначале нужно взрослых научить играть с детьми.
    Сегодня налицо недооценка взрослыми игровой деятельности детей, непонимание её значения — отсюда — масса проблем, которые приходится потом исправлять.
    А не лучше ли было просто — поиграть с детьми, и многие проблемы — улетучились бы сразу, как будто их и не было…

    • Мозгунова Ирина 10.01.2014 в 19:01   ответить

      Нужно игре вернуть полагающееся ей положение.
      Когда Эйнштейн поговорил с детским психологом Жаном Пиаже, и тот рассказал ему о значении игры в развитии ЧЕЛОВЕКА, Эйнштейн воскликнул: «Да моя теория относительности — детская игрушка по сравнению с ДЕТСКОЙ ИГРОЙ»!

  2. Сейчас не многие родители играют с детьми, купили игрушку — на играй. Ребёнок повертел её минут 10, и забросил. А родители жалуются, что ребёнок не играет, не ценит, и так далее. А ведь можно обыграть эту игрушку вместе с ребёнком, показать, как интересно играть с ней. Они вроде бы откупаются от ребёнка новыми игрушками, компенсируя тем самым недостаток внимания с их стороны. Мы ему столько игрушек купили, а он не играет с ними. Дети сейчас знают очень мало игр. Когда я росла, то мы играли во дворе, где учились у более старших детей. Сейчас же дети в основном проводят своё время с родителями, или у телевизора и компьютера. Поэтому если родители не научат ребёнка играть, то ему учиться просто не у кого.

  3. А по поводу игр, истинная правда, раньше мы бегали, играли в казаки разбойники, палочки — выручалочки, вышибалы, классики, да всего и не перечислить, а бабушки сидели у подъезда, и обсуждали кто как живёт. А сейчас бабушки «бегают», а девочки сидят у подъезда, и обсуждают кто как одет.

  4. Да, действительно, постоянно находящийся в манеже ребенок многое познает позже своего сверстника. который наблюдает за действиями взрослых, находясь рядом с ними.

  5. Да, сегодня многие родители забыли что такое игра с ребенком. Кто-то занят по хозяйству, кто-то не может оторваться от телевизора или компьютера в итоге ребенок играет сам с собой. А ведь все мы прекрасно знаем, что дети развиваются играя. В игре мы учим наших детишек правильному общению с внешним миром. Ведь детки практически целыми днями проводят за игрой. Я думаю мы должны отказаться от некоторых дел и побольше играть со своими любимыми крохами. Чтобы потом не задаваться вопросом: «А почему мой ребенок такой замкнутый?», «А почему мой ребенок не находит общий язык во дворе со сверстниками ?»и тд.

  6. Дети действительно не всегда умеют играть и наш долг научить их это делать. Гуляя со своими детьми, я нередко становлюсь невольным наблюдателем детских игр. Удивительно, но дети совсем не играют в игры, которые были популярны в нашем детстве. Они даже не знают о них. Конечно, будет здорово, если родители научат своих деток дворовым играм. Может тогда дети будут больше времени проводить на свежем воздухе, а не у экранов телевизоров и мониторов.