Приучаем помогать по хозяйству

Супервоспитательницы, от Мэри Поппинс до волшебницы Макфи из фильма «Моя ужасная няня», умело сочетают строгость и жизнерадостность. С одной стороны, они жестко настаивают на соблюдении установленных правил, с другой — делают воспитательный процесс ярким и завораживающим. Лекарства превращаются в клубничное мороженое или лимонный сок с сахаром, а секреты светской беседы дети постигают за подвешенным к потолку столом. Волшебство? Не только. Родители, не умеющие летать на зонтиках, тоже могут превратить воспитание в увлекательное действо, достаточно приправить его щепоткой творчества.

 
Приучаем помогать по хозяйству

Фото © Shutterstock

 

Приучаем помогать по хозяйству творчески

Доска достижений

Приучаем. Критически оценивать свои успехи и неудачи, работать над собой.

Ругать проще, чем хвалить. Да и хвалить мы не всегда умеем. Отмахнуться от ребенка со словами «Да-да, хороший рисунок» — почти то же самое, что и вовсе не заметить художественные успехи малыша. Между тем одна обычная московская семья взялась решить эту проблему с помощью графитовой доски, которую сейчас можно купить в любом магазине подарков. На этой доске еженедельно фиксируются малейшие достижения домочадцев: «Ура, у Маши пятерка по математике!», «За уборку в комнате — поход в кино!». Вывешиваются и шуточные объявления: «Поздравляем дочь с первой помытой за собой чашкой!» Периодически появляются бойкие лозунги: «Даешь две недели без телевизора!», «Лучшие друзья девушек — это книги!».

 

Воспитательный эффект налицо. Благодаря «доске почета и учета» ребенок знает, что родители ценят его достижения, но при этом также понимает, что ни одно плохо выполненное дело не останется без внимания (или как минимум шутки).

 

Результат. Появляется стимул работать над собой. Ведь когда каждый маленький успех воспринимается как большая победа, хочется стать «быстрее, выше, сильнее».

 

Многим детям нравится мыть посуду,  поливать грядки, готовить и расплачиваться в магазинах. Пока взрослые не отобьют у них охоту к этим полезным занятиям поучениями, запретами и критическими замечаниями.

 

Путешествия по странам

Приучаем. Есть полезную пищу.

Хорошо, если дети не знают вкуса фастфуда и питаются полезными обедами, приготовленными мамой. С другой стороны, где гарантии, что ровесники не привьют  интерес к неполезным чипсам, сухарикам, леденцам в детском садике или школе? Неудивительно, что познавший вкус запретной пищи ребенок отказывается есть дома богатое витаминами пюре из шпината и требует хот-дог. Однако не все потеряно. Помните, как Евгений Леонов, играющий воспитателя в детском саду, отправлял своих подопечных в космос, потчуя их «космической кашей», которую дети с удовольствием сметали с тарелок? Почему бы не поступить таким же образом? Преподнесите полезный ужин как интересное гастрономическое путешествие!



 

Хорошо, если такие путешествия войдут в традицию. Например, можно предложить малышу еженедельно «исследовать» новую страну. Для этого лучше заранее изучить особенности разных стран, обсудить, какие продукты там производят, какие фрукты и овощи произрастают. Чтобы играть было веселее, можно даже накрыть стол в цветах, соответствующих цвету флага выбранной страны, использовать для украшения местные символы. Так, для мексиканского обеда украсим стол маленькими кактусами, для малайзийского — купим или нарисуем и вырежем из картона орхидеи, для французского — заранее соберем каштаны и составим из них забавные композиции. Под  соусом путешествия можно увлекательно подать почти любую еду и легко уговорить ребенка попробовать итальянский суп минестроне с цукини и сельдереем, греческий салат с брынзой и зеленью или чешские картофельные шарики — кнедлики.

 

Результат. Кроха привыкает есть здоровую и полезную пищу, развивает вкус и расширяет кругозор, начинает интересоваться кулинарными традициями и этикетом.

 

Приучить помогать по хозяйству школьника куда сложнее, чем, скажем, пятилетнего малыша, который будет невероятно горд тем, что развесил белье или протер пыль.

 

Монстры-зуделки

Приучаем. Оценивать происшествия за день, делать выводы и не жаловаться.

Стоит набрать в англоязычном поисковике словосочетание tattle monster, и вы сразу увидите множество симпатичных, ярко раскрашенных коробочек с вырезанным отверстием-ртом. Термин переводится на русский как «монстр-болтушка», «монстр-сплетник» или просто «зуделка». Таких монстриков активно используют западные родители и учителя. Вместе с детьми они вырезают веселых чудищ из коробок и просят доверять «болтушке» все жалобы, сплетни и секреты. В течение дня ребенок записывает на листочках бумаги все, что его тревожит, а вечером — самостоятельно или вместе с близкими — достает листочки из коробки и оценивает события: действительно ли они настолько важны, не потеряли ли они свое значение через несколько часов, стоило ли из-за них расстраиваться или, наоборот, радоваться. Важные события дети обсуждают с родителями, а неважные — «съедает» монстрик.

 

В чем плюсы этой игровой методики? Она очень проста и не требует от родителей ни особых знаний, ни затрат, ни времени. Мамам и папам остается лишь направлять малыша, вовремя научив его обращаться с забавной коробочкой, на которой написано что-то вроде «Монстр-сплетник выслушает тебя. Если тебе есть что сказать, просто прошепчи ему или напиши записку о том, что произошло сегодня. Если что-то тебя беспокоит, не откладывай эту мысль!». Крохи, которым пока трудно писать, могут рисовать — пусть карандаши и бумага всегда будут под рукой.

 

Результат. Ребенок учится фиксировать свои переживания на бумаге и отделять то, что на самом деле имеет значение, от пустяков, управлять своими эмоциями. 

 

Разноцветные конвертики

Приучаем. Выполнять неприятные или скучные обязанности по дому.

Еще Дейл Карнеги говорил о том, что любое, даже самое скучное дело можно превратить в увлекательнейшее занятие, если внести в него элемент соревнования или неожиданности. Приучать ребенка к мысли, что иногда приходится заниматься не только игрой, но и делами, стоит с детства, иначе потом придется то и дело сталкиваться с «не хочу», «не буду», «не нравится». При этом надо учесть, что дети легко распознают обман, поэтому уговорить малыша убирать в комнате, ведь «складывать разбросанные игрушки — это же так интересно», вряд ли получится.

 

Попробуйте превратить неприятные дела в сюрпризы. Для этого нужно выписать не самые интересные обязанности ребенка (убирать в комнате, мыть за собой посуду, складывать вещи в стирку и т.д.) на листочках бумаги. Листочки разложите по разноцветным конвертикам и договоритесь, что каждый день или раз в несколько дней ребенок вытаскивает один из конвертиков наугад и выполняет «случайное дело».
Можно даже ввести в игру поощрения —  например, на обратной стороне листочка с делом указать приз за выполнение. Правда, есть риск, что малыш привыкнет к на градам и будет требовать подарки за любой   труд. Поэтому лучше не увлекаться призами и сделать акцент именно на неожиданности: пусть только на каждом пятом или десятом листочке будет зашифрован путь к небольшому призу (календарику, наклейке, игрушке).

 

Результат. Через некоторое время малыш привыкает без напоминаний и конвертиков заправлять постель, убирать игрушки, складывать одежду или накрывать на стол.

 

День самоуправления

Приучаем. Планировать дела на день, организовывать себя и свое пространство, распоряжаться деньгами.

Часто родители пытаются максимально отстранить кроху от бытовых хлопот — успеет еще наработаться. Между тем чем раньше вы введете детей в курс домашних обязанностей, тем проще им будет в дальнейшем. Если ребенок не знает, откуда в шкафу появляются макароны и каким бюджетом располагает семья, ему не удастся понять, почему нельзя ломать игрушки: все равно мама с папой купят новые.

 

Об этом феномене замечательно написала Джин Уэбстер в книге «Милый недруг». Новая управляющая детским приютом однажды выронила из кошелька долларовую бумажку и обнаружила, что восьмилетний мальчик заинтересовался «картинкой с птичкой». Оказалось, что большинство детей в приюте никогда не видели, как покупают продукты и вещи. В итоге управляющая договорилась с местными торговцами, что те будут принимать заказы от детей и учить их выбирать товары.

 

«Скажем, Джейн нужна катушка синего шелка и один метр резинки. Две девочки, снабженные серебряной монетой, отправляются рука об руку к мистеру Микеру. Они тщательно подбирают шелк и следят за тем, как приказчик отмеривает резинку. Потом они принесут мне сдачу, я поблагодарю их, похвалю, и они вернутся к друзьям в восторге от своих успехов».

 

Если вы решитесь провести день самоуправления в собственной семье, помните о простых принципах!

 

Заранее спланируйте день.

Вместе с ребенком составьте программу, куда включите как повседневные дела и обязанности, так и развлечения, которые предложит кроха. Обсудите, сможете ли вы все успеть. Если ваш помощник еще слишком маленький, лучше составить наглядное расписание. Например, нарисовать его на большом  листе бумаги, обозначая дела рисунками. Заодно научите малыша понимать и определять временные рамки.

 

Контролируйте, но не лишайте самостоятельности.

Понятное дело, без подготовки ребенок не сможет весь день выполнять ваши функции: внести квартплату, вымыть окна или приготовить обед из трех блюд. Но все же выделите зону ответственности, в которую вы обещаете не вмешиваться. Например, вы можете доверить ребенку самостоятельно приготовить завтрак, накрыть стол к ужину, полить все комнатные растения.

 

Будьте готовы к тому, что малыш  не сможет сразу идеально развесить вещи в шкафу или помыть чашки. Не акцентируйте внимание на неудачах, хвалите за то, что получилось хорошо.

 

Хвалите, даже если результат получился не блестящим.

Найдите в случившемся позитивное зерно: «Пусть яичница немного подгорела, зато ты теперь знаешь, как готовить это блюдо. Со второй попытки обязательно получится!» Обсуждайте ошибки, стараясь не переходить на чтение нотаций. И не превращайте игру в обязаловку! Друзья Тома Сойера чуть не передрались за очередь на покраску забора именно потому, что процесс со стороны казался самым увлекательным занятием на свете.

 

Результат. Ребенок приучается к самостоятельности, повышает свою самооценку, становится более уверенным и собранным.

 

Автор Дарья Корж

Источник: журнал «Мой ребенок», 6-2015

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Интерьер детской комнаты

Интерьер детской комнаты оказывают большое психологическое воздействие на маленькую личность, и прежде чем приступить к оформлению, посоветуйтесь с ребенком

Как обустроить детскую комнату

Эффективные советы помогут создать интерьер детской комнаты, если вы не так часто делаете ремонт, но хотите оформить это помещение красочно, весело и уютно

Как отпраздновать Новый год

Как отпраздновать Новый год, чтобы воспоминания были самыми теплыми, настроение на высоте, даже если для вас новый год — это всего лишь очередные выходные