Пусть дети играют в песочнице

«Игры на открытом воздухе не только помогают ребенку окрепнуть физически, но и влияют на формирование его личности.»

О красоте природы и пользе прогулок на свежем воздухе не раз рассуждали и поэты, и философы, и ученые. Казалось, и родители придерживаются того же мнения. Но почему-то в глазах детей в последнее время игры на улице все больше теряют привлекательность. Как показывают исследования, за последние 15 лет в школах возрос объем учебной нагрузки, оставшееся свободное время заняли компьютеры.

 
в песочнице

Фото © Leaders in Training

 

Вследствие этого дети гораздо реже стали бывать на свежем воздухе, меньше двигаться и больше болеть. Сегодня до 60% детей имеют хронические заболевания, а среди выпускников школ практически нет абсолютно здоровых людей.

 

В то же время исключительную важность игр на открытом воздухе и общения с природой подтверждают все новые исследования. Вот наиболее интересные открытия, которые непременно вдохновят вашу семью на прогулки в любое время года.

 

На уровне чувств

Вы замечали, как много в рисунках детей голубого неба и яркого солнца? И это онюдь неслучайность, ведь дети видят мир иначе, не так, как видим его мы, взрослые. Приблизительно до 18 лет, то есть возраста, когда окончательно формируется глаз ребенка, хрусталик устроен таким образом, что до сетчатки доходит больше голубого цвета. Неудивительно, что дети более восприимчивы к оттенкам синего спектра, от голубого до фиолетового.

 

Интересно, что именно небесно-голубой цвет может влиять на наш суточный ритм, а значит, и наше самочувствие, ведь задача внутренних биологических часов — не только отличать день от ночи, но и управляит нервной и эндокринной системами и каждым органом в отдельности. Исследования также показали, что пребывание на улице во время светового дня улучшает настроение.

 

Игры на открытом воздухе повышают и остроту зрительного восприятия, так как в движении зрение лучше тренируется. Рассматривая дерево вдали или бабочку, порхающую рядом, дети оценивают трехмерную картинку. При этом задействовано не только центральное зрение, как в процессе чтения, просмотра телевизора или видеоигр, но и периферическое. На улице дети видят больше и лучше, а цвета, контраст и детали изображений гораздо реалистичнее. И это лишь один из аргументов в пользу прогулок.



 

С самого рождения дети способны воспринимать воздействие окружающей среды и реагировать на него. Постоянное развитие органов чувств у детей создает основу для познавательных процессов, мышления и творчества в будущем. Не случайно дети, находящиеся в атмосфере «сенсорного голода», то есть испытывающие недостаток впечатлений, отстают в интеллектуальном развитии от сверстников. На улице дети получают гораздо больше впечатлений, чем дома. Кроме того, наблюдение за природой, которая все время меняется, не только обогащает ребенка, но и делает добрее.

 

Детские психологи и неврологи утверждают, что окружающий мир в первую очередь стимулирует чувства, требуя от ребенка их использования в полной мере. Когда у ребенка задействованы и осязание, и слух, и зрение, и обоняние, и даже вкус, богатство ощущений формирует в мозге некую комплексную картинку.В течение жизни эта картинка будет постоянно дополняться и видоизменяться.

 

Движение и развитие

Только на улице дети могут «развернуться вовсю»: бегать, прыгать, громко кричать, качаться на качелях, лазать по деревьям. Когда они носятся друг за другом как угорелые или замирают, чтобы рассмотреть божью коровку на листе, чередование разнообразных движений стимулирует рост мышц и улучшает кислородный обмен в тканях. При этом тренируется и мелкая мускулатура, а в сердце, легкие и мозг поступает больше крови и кислорода, укрепляет скелет. В солнечную погоду в организме вырабатывается витамин D. Так что правы были наши родители, когда говорили, что «детям нужно расходовать энергию».

 

Занятия на свежем воздухе выполняют еще одну задачу. Те участки головного мозга, которые отвечают за процесс движения, сосредоточены в коре головного мозга, в которой происходят нейрофизиологические процессы высшего уровня. Так что мышечные движения и высшая нервная деятельность взаимосвязаны. Как утверждают крупнейшие педагоги современности, такие, как Мария Монтессори и Говард Гарднер, чем больше движения в жизни ребенка, тем легче для него происходит процесс усвоения знаний.

 

Однако усложнение учебных программ в школах нередко приводит к сокращению количества уроков физкультуры и продолжительности переменок, которые так важны для процесса обучения.

 
Пусть дети играют в песочнице

Фото © Melbourne Child Psychology

 

Роль родителей

Чем меньше времени дети проводят на природе, тем больше вероятность, что они не смогут воспользоваться в полной мере тем, что им предлагает окружающий мир. Специалисты считают, что родителям и педагогам вполне под силу решить эту проблему.

 

— Определите, сколько часов необходимо отводить на игры на улице, сочетая занятия спортом и свободный досуг.

— Не забывайте и сами почаще выбираться на природу. Ничто не сравнится с примером, который вы подаете ребенку.

— Обратите внимание на то, что больше всего нравится вашим детям, и постарайтесь поддерживать их в любых увлечениях, не важно, относится ли это к возведению крепости в песочнице, охоте за майскими жуками или лазанью по деревьям.

 

Дары природы

Даже самые маленькие дети получают удовольствие, касаясь коры дерева или ощущая дуновение ветерка. Гуляя по парку или просто растянувшись на пледе на траве, мы испытываем чувство расслабленности и блаженства.

 

Малыши и дети дошкольного возраста любят возиться в песке и воде, они могут часами наблюдать за животными и растениями. Соорудите во дворе детскую площадку со спортивными снарядами, песочницей и како-нибудь емкостью с водой. Пусть у ребенка для игр и экспериментов будут ведерки, лопатки и даже что-нибудь из кухонной утвари (дуршлаг, губка, мерные стаканчики).

 

Когда ребенок погружен в наблюдения, попробуйте поддержать «ученый разговор»: Как ты думаешь, какая из этих вещиц не утонет, а останется на плаву? Чем еще можно наполнить ведро? Чем отличаются эти лисья (камни, цветы)?

 

Пытаясь проанализировать увиденное и делая выводы из своих наблюдений, дети развивают умение мыслить. Быть может, они захотят использовать тетради, чтобы делать записи, а с помощью фотоаппарата или видеокамеры можно зафиксировать детские наблюдения и открытия, такие важные на этом этапе жизни.

 

Автор Марта Петрова

Источник журнал Ридерз Дайджест, 4’2006

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Второй ребенок в семье

Второй ребенок в большинстве семей становится причиной ревности первенца, поэтому желательно заранее подготовить старшего ребенка к рождению малыша — советы

Одеваемся без слез

В прохладное время года у многих родителей появляется сезонная проблема — как одеть ребенка на прогулку и избежать при этом слез и криков — несколько приемов

Всемирный день Солнца

3 мая отмечается Всемирный день Солнца, которое для нашей планеты является главным источником энергии, без которой невозможна была  бы жизнь