Раннее детство


rannee_detstvoОт 1 года до 3 лет

Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического и психического развития делает возможным переход ребенка на новую возрастную ступень — раннего детства, которая имеет первостепенную важность для человека. Никогда в дальнейшем ему не удастся уже столько достичь, приобрести в своем психическом развитии, как за эти годы.

 

Ребенок не только овладевает прямохождением, но и уверенно, ловко движется. Он не только усвоил речь, но и оказывается способным применять в процессе общения сложную игру личных местоимений. Он не только умеет любить и бояться, но с силой, свойственной слабым, с гневом и капризами упорно проявляет свою личность, демонстрирует, на что он способен.

В это период ребенок активно исследует окружающий мир, знакомится с ним посредством тех вещей, которые видит, слышит, а главное — чувствует.



 

РЕЧЬ

Ранний возраст является периодом особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения  активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

 

На втором году жизни начинает стремительно развиваться процесс обобщения. К концу второго года ребенок имеет активный словарный запас — уже в два-три десятка слов. Он может уже связывать их в предложения, состоящие из двух-трех слов. Несмотря на то, что слова произносятся неправильно, ребенок может уже с их помощью выразить свое желание, приглашение, вопрос: «Что это?», «Где?». К двум годам словарный запас ребенка достигает 250-300 слов. В своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше.

 

В 2,5 года  речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь не только отражает то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

 

ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ

В этот период происходит развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер —  дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка начинается в процессе его воспитания и во время игр. Причем запоминание у ребенка зависит от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети опираются на наглядно-образное  восприятие предметов, явлений, а не на абстрактно-логические. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад.

rannee_detstvo

Существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в этом возрасте является игра.  Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, усваивают нормы и правила социального поведения.

 

 

Значимым этапом развития мышления ребенка является период, когда он один и тот же  предмет может назвать несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к 3-3,5 годам достигают уже достаточно высокого уровня развития. Первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». Например, составление картинки из кубиков. Взрослый человек может сказать, какая картинка изображена на этих кубиках, не составляя их в одно целое. Для этого ему достаточно проанализировать фрагменты картинки, изображенные на каждом из кубиков. В отличие от взрослого ребенок этого сделать не может. Ему необходимо собрать кубики в одно целое.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

 

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль  играют чувства, которые являются главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. У ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

 

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию: «Увидев, что младший братик упал и ушибся, ребенок может подойти к нему, погладить по головке, утешить: „Не плачь!»»

 

Дети в этом возрасте уже хорошо понимают настроение близких им людей.

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки. «А я не испачкал ботиночки, я не пошел в лужу», — хвалит он себя.
Однако сознательно управлять своим поведением ребенку раннего возраста еще очень трудно. Особенно тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания (съесть конфетку) или выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого (убрать игрушки). В раннем возрасте дети могут переживать и чувства ревности, соперничества.

 

Дети ревнуют с такой же страстностью,

как знаменитый мавр. Когда ласкаю одного,

другой в гневе бьет счастливца наотмашь,

стаскивает с рук, кусает…
 В. С. Мухина

 

Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.

 

 

В период от 2 лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть»,— с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребенком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие, и лицо его заливает краска стыда.

 

rannee_detstvoВ раннем возрасте любовь к близким проявляется в соответствующем поведении ребенка: он жалеет, если мама обожгла палец, старается не шуметь, если кто-то отдыхает или работает. Таким образом ребенок проявляет эмпатию, он сочувствует и сопереживает.

 

В развитии эмпатии у ребенка серьезная роль принадлежит взрослому. Для формирования подобных эмоций у малыша хорошо использовать различные жизненные ситуации. Именно члены семьи должны проявлять сочувствие друг к другу, побуждая к этому и ребенка: «Не шуми, мама устала!», «Играй тихо, папа работает!», «Пожалей девочку, она упала, ей больно!» Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального проявления этих чувств по отношению к нему или не наблюдает их в семье.

 

Отрицательные эмоции

На 2-м году жизни, кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.

 

Именно в этот период жизни ребенка имеется больше предпосылок для возникновения у него отрицательных эмоций, чем в последующие периоды его развития. Это объясняется прежде всего тем, что у детей в этом возрасте еще плохо развита активная речь (особенно в первом полугодии 2-го года), что приводит к неумению выразить словами свое отношение к тому или иному факту, событию или ситуации. Отрицательные эмоциональные состояния выражаются уже не только в крике, плаче. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок в этом возрасте топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Например, если малыш утомлен, огорчен или обижен, то есть находится в состоянии повышенной или, наоборот, пониженной возбудимости, а к нему подойдет кто- то из детей с намерением пожалеть или просто поиграть с ним, то он может дать неадекватную реакцию — еще больше расплакаться или ударить ребенка, жалеющего его. В таких случаях очень важно сберечь и стимулировать у второго ребенка желание проявлять сочувствие.

 

ОБЩЕНИЕ  СО ВЗРОСЛЫМИ

В процессе общения со взрослыми в раннем возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

 

Любые оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести к неуверенности в себе.

rannee_detstvo

Заниженная оценка взрослых оказывает наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий. Она вызывает у детей недоверие, споры, несогласие и даже отказ от деятельности.

Завышенная оценка взрослых оказывает двоякое действие на поведени:

1) она искажает представления ребенка в сторону преувеличения результатов своих действий;

2) мобилизует его силы, стимулирует оптимизм и уверенность ребенка в достижении хороших результатов.

 

В условиях совместного  общения, когда взрослый  обращается к ребенку и одобряет его действия, успешнее протекает усвоение новых предметных действий. Поэтому удовлетворение потребности в общении со взрослыми является важным условием совершенствования предметных действий.

Например, мячик, которым играет ребенок, закатывается под шкаф. Ребенок ложится на пол и пытается достать мяч рукой. После неудачных попыток обращается за помощью ко взрослому. Вместе они берут длинную палку и, ложась на пол, достают его. После этого, как только мячик или другой предмет оказывается вне непосредственной досягаемости, ребенок бежит ко взрослому и просит палку. Сначала ребенок узнает, что палкой можно достать недоступные предметы, лишь затем начинается осваивать этот предмет с других сторон его применения.

 

ОБЩЕНИЕ СО  СВЕРСТНИКАМИ

Большую часть времени дети играют самостоятельно, т. е. они заняты индивидуальной предметной деятельностью: строят, лепят, «рисуют», возят, катают, перекладывают, складывают. При этом они могут комментировать свои действия вслух, давать себе указания. Одновременно дети наблюдают за тем, что происходит в группе (если ребенок посещает детский сад) или на площадке, и особый интерес проявляют к взаимоотношениям между воспитателем (взрослыми) и другими детьми.

 

Обращения ребенка к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные, и в основном из-за игрушек. Дети практически не обращаются друг к другу за сопереживанием, но в то же время уже в этом возрасте в характере и поведении ребенка можно заметить элементы сотрудничества. Так, дети могут наблюдать за предметной деятельностью другого ребенка и пытаться «помогать» — протягивают ему подходящую игрушку, деталь. Если это существенно не нарушает игры ребенка, то такое «совместное» действие проходит гладко, без конфликтов.

 rannee_detstvo

В этот возрастной период важно  дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно.

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Эти загадочные предметы

Как уже было описано раньше, ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, […]

Первый трудный возраст

Кризис одного года Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного, уступчивого, ласкового и покорного существа в своевольного, капризного и неуправляемого деспота. Он […]

Привидение Лео: воображаемые друзья ребенка

Кто такие воображаемые друзья ребенка, как мы, взрослые, относимся к этому, насколько это заставляет нас задуматься над внутренним миром собственного ребенка



Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 25.12.2013 в 06:03   ответить

    Хорошая обзорная статья по раннему детству. Но хотелось бы остановиться на том, что ведущей деятельностью этого возраста является предметно-манипулятивная, то есть не просто действия с предметами, а действия с предметами в соответствии с их предназначением (если ранее малыш мог стучать данной ему в ручку ложкой по столу, по игрушкам, по собственной голове — теперь он знает, что ложкой нужно кушать; расчёской — расчёсываться; молоточком забивать гвозди и т.д.). При этом и все свойства предметов осваиваются.
    А на основе предметных действий уже развивается предметно-отобразительная игра: ложкой можно и куклу покормить.

  2. Мозгунова Ирина 10.01.2014 в 18:54   ответить

    Очень важно в раннем возрасте поощрять все попытки самостоятельной деятельности детей — с теми же предметами, например. Пусть пыхтит, пытается делать сам, и, если что, в последний момент уже можно подсказать, как, например, надеть колечко от пирамидки на стержень, достанет из чашки шарик ложкой и т.п.

  3. Действительно, дети в возрасте раннего детства столько всего постигают, сколькому учатся! Наверное. в этом возрасте дети приносят родителям больше всего радости, ведь столько всего происходит в первый раз.