Рождение первого слова
Как много раз приходится повторять слова «первый«, «впервые«, когда мы говорим о раннем возрасте: первые шаги, первые попытки сделать что-то самостоятельно, первые игры и, наконец, первые слова. С каким нетерпением ждут родители первого слова ребенка, радуются ему.
Когда ребенок начинает говорить?
Как правило, это происходит к 2 годам, хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Нередко это напоминает «взрыв» — еще недавно ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Бесконечные вопросы «Это что?» и такие же бесконечные называния ими предметов отражает особый интерес малыша к миру вещей.
Но срок 2 года оказывается приблизительным для возникновения речи. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. И это очень часто тревожит заботливых родителей. Ребенку 2 года…а вот уже и два с половиной, а он все молчит.
Развитие речи имеет два направления:
— пассивное, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить
— активное.
Как мы понимаем пассивная речь опережает в своем развитии активную. В 7-8 месяцев младенец уже понимает многие слова, умеет находить предметы глазами. Мы спрашиваем «Где мячик?», и ребенок ищет глазами мячик и останавливает на нем взгляд. Такие игры полезны для понимания отдельных слов.
К конце первого года жизни ребенок начинает связывать слова не только с предметами, но и собственными движениями. Об этом говорят в частности пальчиковые игры, в которые родители играют с детьми, песенки, потешки. Так, если сказать ребенку «ладушки-ладушки», он начинает весело хлопать в ладоши, а сказать «до свидания» — машет рукой.
У некоторых детей период развития пассивной речи затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета и жеста, но при этом речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера молчал, а сегодня заговорил развернутыми предложениями. И бывает так, что такие дети в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если в 2 года у ребенка в активном словаре всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых, находит по названию многие вещи и предметы, значит его речевое развитие идет нормально, и рано или поздно ребенок заговорит.
Многие родители, чтобы ребенок быстрее заговорил, начинают давать малышу словесный образец: «Скажи — мама», «Скажи — ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова. Но несмотря на простоту обучения с помощью подражания, прямо связи между подражанием и активной речи все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но не использовать его в реальной жизненной ситуации. К тому же подражание может носить отсроченный характер: ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда взрослый уже забыл про это. Очень часто упорные попытки родителей добиться повторения от своих малышей заканчиваются ничем. Но несмотря на это, подражание — необходимое условие овладения речью.
Что же нужно, чтобы пассивный словарь перешел в первые слова малыша?
Во-первых, общение должно быть «предметным». То есть, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребенку нужно назвать. Если такого предмета нет, если мать и ребенок ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, сколько бы много ни разговаривала мать с малышом.
Младенца с первых дней жизни окружает множество вещей: бутылочка, пеленки, распашонки, ложечки, игрушки. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, «не видит». А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Только в совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша.
Так, играя с ребенком 1,5 лет с хорошо известными ему игрушками, можно создать для него затруднение — отодвинуть игрушку, чтобы ребенок не мог дотянуться до нее. Это вызовет у него активное стремление достать желаемый предмет. Взрослый должен назвать предмет сам. Продолжается это до тех пор, пока ребенок не назовет предмет либо откажется от него. Назвав игрушку, ребенок получает ее для игры. Тут проходит три этапа овладения активным словарем:
1. малыш тянется к игрушке, всячески выражая свое желание ею овладеть, при этом сам взрослый и произносимое им слово интереса не вызывает;
2. малыш переключается на взрослого, смотрит на него, указывая пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом;
3. малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, пытается его произнести.
Если малышу удается произнести слово, он начинает его повторять снова и снова и через какое-то время забывает про саму игрушку, поскольку интереснее становится словесная игра.
Если желание малыша будет удовлетворено уже на первом этапе: он овладеет игрушкой, сможет ее трогать, крутить в руках — желаемого слова мы от него не услышим. Ребенок может долго и с интересом заниматься с какой-нибудь игрушкой, не зная как она называется, поскольку необходимости в этом нет. Цель перед ребенком сказать что-то ставит взрослый.
Часто задержка речи связана с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все потребности ребенка, угадывая желания по первому взгляду и звуку. Тут можно вспомнить анекдот про мальчика, который до 5 лет не произнес ни слова, и родители считали его немым, пока однажды за завтраком он не сказал, что каша не сладкая. Когда удивленные родители спросили, почему он раньше ничего не говорил, он ответил: «Раньше все было в порядке».
Чтобы ребенок сам заговорил, у него должна возникнуть потребность в общении.
Какое же оно, первое слово?
Многим родителям кажется, что первое слово малыша должно обозначать что-то важное, нужное, дорогое и любимое. Но это не так. Чаще всего «поймать» это слово вообще трудно, потому что оно мало отличается от лепета. Но тем не менее это уже не лепет, а первое слово, потому что повторяется при одних и тех же обстоятельствах и обозначает что-то определенное. Одно слово малыша может быть равноценно целой фразе, так, «дай» может означать: «Мама, достань мне со шкафа эту куклу в синем платье, она мне очень нравится, я хочу с ней играть«. Ребенок называет лишь тот предмет, который видит перед собой, только то действие, которое осуществляет в данный момент. Слово для малыша неотделимо от предмета или действия. Но, чтобы познакомить малыша с каким-то предметом, которого у Вас нет и не может быть по определенным обстоятельствам, и научить его называть, можно использовать детские книги с картинками, хорошим вариантов в данном случае может служить азбука для дошкольников — вот Вам и приобщение к чтению, привитие любви к книгам и развитие речи.
Если Вы хотите, что Ваш ребенок заговорил, общайтесь с ним. Общение — основной двигатель развития речи.
Из книги «От года до семи лет»
Автор Л.Н. Галигузова
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Очень хорошо изложен материал, все понятно и доступно, даже мне добавить нечего.) А такое бывает редко. Вы молодец!
Единственное,о чем хочу рассказать, так это, о моей реакции на советы про развитие речи, прочитанные вконтакте в очень популярной группе, в ней более 200тыс чел. А совет вообще выбил…»Если ребенок не говорит, не надо задавать ему вопросы, он на них все равно не сможет ответить. Больше рассказывайте ему о происходящем вокруг»…Вот как так? Вот кто же такое написал? А ведь есть те люди, которые не подумав и надписи на заборе поверят. Ребенку, да и не только ребенку, но и нам тоже, просто необходимы Вопросы, они заставляют думать, активизируют все мыслительные процессы, мы прокручиваем в голове вопрос снова и снова. В процессе чего развивается речь.
В общем разговаривать, спрашивать, побуждать к разговорной речи.
Сын начал предложениями говорить в 1,8 мес. Первое слово было «киса» в 9 месяцев, потом мама) Как-то так…
Спасибо за статью, она очень поможет молодым родителям!
Когда у меня родилась дочка, я вела дневник, как она осваивает слова, сколько в день, всё считала, плюсовала… Когда слов набралось 600 — я устала считать — слова уже хлынули сплошным потоком.
Но интересно, что многие слова были слогами: «МОТЬ» (БЕГЕМОТ) , «ШО-О-Й» (большой)- говорила она с характерной мимикой и разводя широко руки. :-)
Мария, совет «Если ребенок не говорит, не надо задавать ему вопросы, он на них все равно не сможет ответить.» — зависит напрямую от возраста ребёнка.
А стимулировать и речь, и мышление лучше всего вообще вопросами взрослого «как бы самому себе» (но в присутствии ребёнка, разумеется) «Почему птички летают, а кошки — нет? Почему мы спим под одеялом, а собачка — нет?» И на всё сами отвечайте, как можете.
И не волнуйтесь, ребёнок вскоре начнёт Вас перебивать, чтобы показать ещё и свою осведомлённость по данному вопросу.
У нас невролог в поликлинике быстренько ставит диагноз задержки, если ребенок в полтора года говорит меньше десятка слов. Несмотря на то, что он выполняет все поручения. Я считаю, что все абсолютно индивидуально. За границей вообще иначе относятся даже к инвалидам, а у нас что-то не так — вот тебе ярлык.
Неврологи держатся стандартов. По их мнению, если до 5 лет ребенок не заговорит — не заговорит никогда. Я полностью с Вами согласна, все индивидуально. Когда я с Ромой лежала в больнице, там была цыганка, которая рассказала, что ее племянник до 7 лет молчал, все думали, что он немой, а потом заговорил :)
Вот это очень плохо, и уже не раз осуждалось, когда узкие специалисты быстро-быстро со слов мамы, обычно, ставили на ребёнка клеймо. А от него очень непросто потом избавиться. Заставляют ходить от комиссии к другой — знаю про мытарства многих мамочек…
Я тоже считаю, что нельзя так с ходу делать заключения об умственных способностях детей. Все дети индивидуальны. Моя старшая дочь начала говорить рано, мы с ней больше общались, она в 1.5 года уже стихи Агнии Барто рассказывала очень хорошо. А младшая дочь боялась чужих людей и не хотела отвечать на их вопросы. А психологи делали неправильные выводы о ее развитии.
Замечательная статья, и вы совершенно правы, каждый ребёнок — индивидуален, кто — то начинает говорить раньше, кто то позже, но в дальнейшем может обогнать в развитии тех, кто заговорил раньше. Я работала в ясельной группе детского сада, у нас были дети, которые очень хорошо говорили в 1,5 года, а были и такие, кто молчал до 3 лет. А в старших группах эта разница была совершенно не заметна.
Был у нас в группе (в детском саду, где я работала) мальчик Алёша, молчавший до 2-х лет — его так и называли «Алёша-молчун». Потом его как прорвало, да ещё и голос у мальчика оказался очень громкий, перекрывающий голоса всех детей. И появилось у него другое прозвище: «Алёша-граммофон» :-)
Интересный анекдот о пятилетнем мальчике.) Оказывается, не всегда очень хорошо полезно для ребенка.
Наш малыш быстро начал разговаривать, были конечно же слова которые он произносил не правильно, но думаю это у всех детей такое есть. А первое слово было: Мами))
А у нашей малышки первое слово было- дети. Хочу сказать, что когда малыш выдает это первое долгожданное слово, то эмоции переполнят. Эти эмоции не передать словами. Знаю, что надо читать книжки деткам. Но наша не хочет чтоб ей читали, вырывает из рук. Смотреть картинки любит с мамой,а вот читать ей не разрешает.