Семь советов для ответственных родителей
Счастье детей во многом зависит от их мировосприятия. И хорошее самочувствие и успешность — всего лишь следствия оптимистичного взгляда на мир. Всем родителям хотелось бы научить детей ценить труд, привить им целеустремленность. Никто не оспаривает значимость этих ценностей. Но все они без оптимизма мало что значат.
Мартин Селигман — профессор и основоположник позитивной психологии — в книге «Ребенок-оптимист» объясняет как воспитать детей с оптимистичным взглядом на мир.
Фото © Novak Djokovic Foundation
С чего начинается ребенок-оптимист?
1. Новомодное мировоззрение
Пессимизм стремительно распространяется среди детей, и главная задача родителей — не дать ребенку «подхватить» это новомодное мировоззрение. Возможно, некоторые считают пессимизм всего лишь позой, маской, которую можно снять по желанию. Все куда серьезнее.
Пессимизм — привычка, которая приводит к губительным последствиям: угнетенному состоянию, пассивности, низкой успеваемости и даже неожиданному ухудшению физического самочувствия. Пессимизм не «рассасывается» сам по себе. Наоборот — он усиливается с каждой неудачей.
2. Прививка от страха перед трудностями
Оптимизм начинается с самостоятельных поступков. Дети еще в младенчестве должны получить привычку без страха смотреть в лицо трудностям и преодолевать их.
Со школьного возраста тактика воспитания оптимизма смещается с самостоятельных действий к образу мышления. В школе дети уже находят объяснение своим успехам и неудачам. Рассуждают, что именно им нужно, чтобы превратить неудачу в успех. Такие мысли и есть корень их оптимизма или пессимизма.
3. Чувства важнее результата
Легионы учителей и родителей изо всех сил стремятся сделать ребенка успешным. Звучит это безобидно, но методы, к которым они прибегают, порой лишают детей чувства собственного достоинства.
Ребенка воспитывают деятельным и активным, даже если он этого не хочет. Главное — показать результат и стать успешным, несмотря ни на что, невзирая на чувства и желания ребенка. Естественно итог такого воспитания — несчастные дети, склонные к депрессии.
4. Критиковать только поступки
Как сформировать здоровую самооценку и оптимистичный взгляд на жизнь у ребенка? Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.
5. Все начинается с семьи
Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.
Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.
6. Проблема как кусок пирога
Автоматические мысли свойственны всем: это мимолетные формулировки, которые мы проговариваем про себя в течение дня. Несмотря на скоротечность и неуловимость, они порождают огорчение, беспокойство и раздражение. Прежде всего, детей надо научить отслеживать именно их.
Возьмите какую-нибудь неприятность из жизни вашего ребенка. И предложите ему «разрезать её на куски». Каждый кусок — причина, породившая проблему. Такой подход поможет ребенку избавиться от чувства вины.Ребенок должен понять, злость, огорчение или страх вызывает мысль, и, зафиксировав, «поймав» ее, он сможет изменить свои ощущения.
7. Задира или безвольная жертва
Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.
Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.
Только прививая своему ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. А это значит он всегда будет вооружен перед лицом напастей и способен бороться.
Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»
![]() |
Мартин Селигман «Ребенок-оптимист»
|
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения