Что мы знаем о сказке?
Вряд ли мы сможем найти хотя бы одного человека, который не был бы знаком со сказкой. Со сказкой мы знакомимся уже в самом раннем возрасте. Она сопровождает нас на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь. Сначала колыбельные, прибаутки, потом коротенькие сказки — в несколько предложений, например «Курочка Ряба», затем сложность сказок увеличивается.
Но что такое сказка?
Сказка — это информация. Изначально те сказки, которые дошли до нас, рассказывались только в кругу мужчин. Помните такую фразу: «Уже не мальчик, а муж». Сказка рассказывалась мужьям, т.е. мужчинам, которые прошли обряд мужской инициации. Достойный рассказывал готовым. Почему? Потому что это была информация очень сакрального толка, сакрального знания.
В сказах рассказывалось, каким образом взаимодействать с членами своего сообщества: борясь ли, договариваясь, хитря ли, используя различные стратегии — с другими племенами, каким образом ублажать, благодарить, просить силы космоса, каким образом общаться с зверями — иными словами, как выживать в этом пространстве, как обеспечить себе безопасность, долголетие, здоровья своему потомству, как охотиться, как приумножать свои богатства.
Для того, чтобы племя расширялось, молодых людей, которые достигли определенного возраста, отдавали в руки ведунов, шаманов, руководителей племени, и был такой ритуал мужской инициации — мальчиков уводили в леса на испытание и оставляли там. Именно такой сюжет мы и читаем в сказках, например, «Мальчик с пальчик», в «Сказке о мертвой царевне» богатыри живут в лесу одни без женщин. И как только туда попадает женщина, они начинают соревноваться между собой — кто мужем готов быть…
Мальчики оказывались в пространстве, которое изолировало их от того социума, в котором они воспитывались, и они должны были выжить. Это продолжалось год, два, четыре, в зависимости от обычаев и ритуалов племени, которое определяло параметры временные для проверки мальчика на мужественность. Племени нужно было только здоровое и сильное семя.
Мальчикам нужно было самостоятельно жить, охотиться, кормить себя, строить дом, поддерживать в нем огонь. И через какое-то время старшие племени возвращались за ребятами, которые остались в живых, и забирали их обратно. Проводился зрелищный обряд посвящения в мужчин, и после этого они садились в круг и становились слушателями сказов.
Но и у женщин были свои сакральные сказы. И были они тоже только для зрелых женщин, девушек, которые готовы были стать супругами, матерями.
Итак, сказка — это просто информация, голая и сухая и очень практически значимая. Кто информирован, тот вооружен, кто вооружен, тот защищен, кто защищен, у того есть больше шансов выжить, спасти. А если мы выживаем, чувствуем себя в безопасности, то мы психологически здоровы.
«Сказка — ложь, да в ней намек…»
По прошествии веков сказки становились народными, передавались из уст в уста. Потом их стали собирать и записывать. Но не все сказки дошли до нас в первозданном виде.
Так, например, в сказке «Репка» совсем другой конец. «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!» Оба варианта сказки повествуют о труде, но в современном — история о взаимопомощи, а в изначальном варианте говорится о том, что всякое дело надо доводить до конца.
А что мы знаем про «Курочку Рябу»? О чем эта сказка? Вообще, «Курочка Ряба» — это отдельная история. Александр Афанасьев в своем сборнике русских народных сказок преподносит полную версию этой сказки, от которой мурашки по телу пробегают.
Но несмотря на это, заложенный смысл во многих сказочных историях сохранен. Только многие ли знают смысл народных сказок? Все ли догадываются, что сказка несет в себе еще скрытую информацию? Чему учит нас та или иная сказочная история?
Та же «Курочка Ряба». О чем она? Вот одна из версий. Золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
В современном обществе сказки, как правило, предназначены в первую очередь для детей. Хотя сейчас большую популярность обретают сказки для взрослых: для решения личных проблем, и даже для бизнеса…
Самым сказочным возрастом является дошкольный. Сказка самый любимый литературный жанр у детей. У настоящей сказки обязательно хороший конец. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Из сказок ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а тот герой, который прошел все испытания обязательно вознаграждается. Таким образом, ребенок без поучений и наставлений, знакомится с нравственными нормами, моральными ценностями. Именно сказка объясняет, что такое хорошо и что такое плохо. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Дети, которым читают сказки, более любознательны, общительны, у них прекрасное воображение.
В сказке возможно все — можно летать, быть волшебником или доброй феей, можно научиться понимать язык животных и птиц, можно навсегда избавиться от страхов, гнетущей тревожности и встретиться с самим собой. Сказка — это лекарство от многих проблем.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В.Сухомлинский
Но сказки имеют возрастные ограничения. То, что мы можем прочитать для ребенка 6-7 лет, не стоит читать 2-3-летнему ребенку. Ему просто сложно будет ее воспринимать, он может не понять ее. За исключением случаев, когда вы просто эту сказку вкратце пересказываете, адаптируя под ребенка.
Большое значение для развития ребенка имеет совместное чтение сказок, историй. Таким образом между родителем и ребенком складываются более близкие и доверительные отношения. Очень важно научиться анализировать сказку вместе с ребенком после прочтения. Это побуждает ребенка размышлять о жизненном опыте, анализировать поступки героев. Но анализировать сказку можно начинать с 4 лет, а до этого возраста ребенок просто слушает.
Статья содержит информацию из открытых источников
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Прекрасная статья! Даже не знала, что изначально предназначалось для мужчин!
Еще нам говорили в ВУЗе, что необходимо ребенку до 6 лет, с помощью книги, найти моральный образ, которому он будет следовать.
Герои в сказках симпатичны или нет ребенку. Ребенок выбирает тот образ, которому он хочет соответствовать. Хотя такое происходит не только в дошкольном возрасте, ведь подростки, да и мы, взрослые, порой хотим быть похожими на героев любимых нами фильмов. Но именно в дошкольном возрасте закладываются нормы и понятия о добре и зле. А какой образ выберет ребенок — положительный или отрицательный (ведь, ему могут быть симпатичны и отрицательные герои)- зависит от взрослых, в данном случае — родителей.
Детям надо рассказывать сказки. А также их обговаривать: кто герои, кто понравился, а кто нет, чему учит сказка. И сказки , конечно, выбирать по возрасту.