Танцевальная терапия
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»
Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.
Что дает нам танцевальная терапия?
- снять психоэмоциональное напряжение
- выплеснуть энергию
- переработать свою агрессию и страх
- осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
- проиграть свои внешние и внутренние ощущения
- совместно пережить волнующие ситуации
- пробудить положительные эмоции
- развивает коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
- сплочение
Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.
Все танцевальные игры можно разделить на две части:
1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:
— ритмические игры;
— «игры-повторялки»:
— игры на перестроения в пространстве;
— игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)
2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:
— импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
— импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
— импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
— контактные импровизации (в паре, в группе);
— упражнения на релаксацию.
При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:
1. разработка конкретного упражнения,
2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д
Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!
Из книги «Развитие эмоционального мира детей»
Автор Надежда Кряжева
На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Электронная книга |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Очень удобно, что есть детские песни, где в тексте уже ясно что нужно делать. «Ножками потопать, кашку варить и т.д.»
Почти все малыши любят танцевать, и отлично чувствуют ритм. Моей внучке только 4 месяца, но она очень любит слушать музыку. Если мелодия спокойная, то она качает в такт головой, а если весёлая, то в ход идут ручки и ножки. Это так забавно! А когда была маленькой её мама, то она в 2 года отплясывала ламбаду.
Думаю, тут многое зависит от родителей. Дети на самом деле отлично чувствуют ритм, но этому тоже нужно учить. Где-то читала, что если родитель неверно подсказывает ребенку с младенчества, как двигаться в такт музыке, то потом он не будет чувствовать ее тонко и, соответственно, правильно двигаться.
Может быть и так, но я думаю, что ещё всё зависит от музыкального слуха ребёнка. Ведь не у всех он есть, и не всем дано быть танцорами или певцами. Так, что если слух есть, то и чувство ритма никуда не денется. Я совсем не против того, что нужно учить детей правильно двигаться, просто не все родители умеют это делать.
Потому что родителей также не учили этому :) По поводу ритма согласна. Но, опять же, все закладывается с детства. А давайте вспомним, как пели Билан, Алсу, Орбакайте (слушать было невыносимо) и как поют сейчас — занимают первые места на евровидении. А глухие дети? Как они танцуют! хотя слуха нет. Но тут вновь момент: есть просто слух, а есть слух музыкальный. Но все же, я считаю, это нужно закладывать в детстве. То, что мы заложим в ребенка (назависимо от направления), то и будет «фундаментом» его способностей. Вернее даже: какой «фундамент» мы заложим, то и получим…
Убедительные доводы, с ними не поспоришь, особенно понравилось про Алсу, Орбакайте и Билана :-)