Танцевальная терапия


Танцевальная терапия

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»

 

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво­боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпе­чатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «от­печатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци­ональных проблем.

 



Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвиж­ным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь пси­хики и тела очевидна.

 

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин   на   теле   человека,   тем   здоровее,   свободнее и благополучнее он себя ощущает.  Именно поэтому родители   могут   использовать   в   развитии   ребенка не только методы   воздействия   на   его   сознание   и мышление,   но   и   упражнения,   отвлекающие   контроль сознания     над  телом,     то    есть    телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способству­ют игровой инициативе, стимулируют мотор­ное и эмоциональное самовыражение. Для выпол­нения упражнений необходима музыка разных тем­пов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаи­мопониманию и доверию.

 

Что дает нам танцевальная терапия?

  • снять психоэмоциональное напряжение
  • выплеснуть энергию
  • переработать свою агрессию и страх
  • осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
  • проиграть свои внешние и внутренние ощущения
  • совместно пережить волнующие ситуации
  • пробудить положительные эмоции
  • развивает коммуникативные качества,  проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
  • сплочение

 
detskiy-tanec-zmeyka
 

Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.

 

Все танцевальные игры можно разделить на две части:

1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:

— ритмические игры;
— «игры-повторялки»:
— игры на перестроения в пространстве;
— игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)
 
2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий  только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:

— импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
— импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
— импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
— контактные импровизации (в паре, в группе);
— упражнения на релаксацию.

 

При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется  интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:

 1. разработка конкретного упражнения,

2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д

 

Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!

 

Из книги «Развитие эмоционального мира детей»

Автор Надежда Кряжева

 

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

 

Кряжева Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconEknЭлектронная книга

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Волшебная сила сказки

Как известно, основы нравственности закладываются с детства. Ребенок с первых шагов, с пеленок должен учиться различать «что такое хорошо и что такое плохо«.  И наша […]

О чем могут рассказать детские рисунки?

О чем же могут поведать нам детские рисунки — конечно, в первую очередь о том, что наиболее важно и актуально для ребенка — свои переживания

Куклотерапия

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те […]



Обсуждения
  1. Очень удобно, что есть детские песни, где в тексте уже ясно что нужно делать. «Ножками потопать, кашку варить и т.д.»

  2. Почти все малыши любят танцевать, и отлично чувствуют ритм. Моей внучке только 4 месяца, но она очень любит слушать музыку. Если мелодия спокойная, то она качает в такт головой, а если весёлая, то в ход идут ручки и ножки. Это так забавно! А когда была маленькой её мама, то она в 2 года отплясывала ламбаду.

    • Думаю, тут многое зависит от родителей. Дети на самом деле отлично чувствуют ритм, но этому тоже нужно учить. Где-то читала, что если родитель неверно подсказывает ребенку с младенчества, как двигаться в такт музыке, то потом он не будет чувствовать ее тонко и, соответственно, правильно двигаться.

      • Может быть и так, но я думаю, что ещё всё зависит от музыкального слуха ребёнка. Ведь не у всех он есть, и не всем дано быть танцорами или певцами. Так, что если слух есть, то и чувство ритма никуда не денется. Я совсем не против того, что нужно учить детей правильно двигаться, просто не все родители умеют это делать.

        • Потому что родителей также не учили этому :) По поводу ритма согласна. Но, опять же, все закладывается с детства. А давайте вспомним, как пели Билан, Алсу, Орбакайте (слушать было невыносимо) и как поют сейчас — занимают первые места на евровидении. А глухие дети? Как они танцуют! хотя слуха нет. Но тут вновь момент: есть просто слух, а есть слух музыкальный. Но все же, я считаю, это нужно закладывать в детстве. То, что мы заложим в ребенка (назависимо от направления), то и будет «фундаментом» его способностей. Вернее даже: какой «фундамент» мы заложим, то и получим…

          • Убедительные доводы, с ними не поспоришь, особенно понравилось про Алсу, Орбакайте и Билана :-)