Телесно-ориентированная терапия
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения.
Дети справляются с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: они срыгивают, если есть напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха; писают, когда есть напряжение в области мочевого пузыря; дергают ручками или ножками, если что-то их беспокоит. Посмотрим, что происходит, например, при энурезе. Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь».
Напряжение, возникающее у малыша, может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «Я больше родителям не нужен, они меня больше не любят».
Здесь хочу привести историю из практики психолога, описанную в одной из книг И.Б.Широковой, которая (история) меня поразила до глубины души.
Воспитатель в детском саду каждый раз, когда никто из других детей не слышал, говорила 4-летнему мальчику: «У-у, коз-зел!». Не любила она его.
Бабушка прочитала внуку сказку про сестрицу-Аленушку и братца-Иванушку. Когда бабушка дошла до слов «Не пей, Иванушка, козленочком станешь», внук неожиданно описался, чего с ним вообще никогда не бывало. Бабушка испугалась и предложила поменять шорты и трусики, а потом продолжить чтение, но мальчик настаивал на продолжении. После слов «превратился в козленочка» малыш потерял сознание. Ребенка обследовали узкие специалисты.
Невролог посоветовал обратиться к психологу, так как ребенок здоров. На приеме у психолога во время разговора о любимых мультфильмах мальчик увидел на столе игрушку — крошечного козленка, и снова описался, заплакал и сказал, рыдая: «Я не хочу быть козелом!!!» Он в силу возраста верил, что может превратиться в козленка.
И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Телесно-ориентированная терапия создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и эмоциональное напряжение.
Фактически, Вы сами используете телесно-ориентированным терапию, когда крепко-крепко обнимаете своего малыша, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его. Он аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.
К телесно-ориентированной терапии относится массаж. Думаю, всем известно, какое расслабление получает наше тело во время массажа, какие ощущения оно испытывает, как мы освобождаемся от всяких разных мыслей, получаем легкость в теле. И ребенку это не чуждо. Детки тоже очень любят массаж, конечно, отличающийся от взрослого, когда гладят спинку, ручки и ножки. Получая это, ребенок может заснуть. А массаж мы деткам делаем с рождения.
Игры и упражнения позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями. Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий.
Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.
Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.
Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить.
Игры и упражнения | Автор |
---|---|
Игры в тигры | Дарья Селиванова |
Этюды | Н.Л.Кряжева |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
После подобных историй с детским садом становится страшно за своего ребенка. Это нужно полное доверие воспитателю. Хотя ни в ком нельзя быть уверенным.
Да, неприятная история с детским садом. Нельзя так поступать с детьми. Я помню, когда мой младший брат ходил в садик, у него тоже была злющая воспитательница. Она наказывала детей-ставя их раздетыми на подоконник. Когда об этом узнали, её уволили. Таким воспитателям в саду не место.