Темперамент — основа поведения ребенка


Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

 

САНГВИНИК

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы по­являются мгновенно, но он быстро утешается. Бы­стро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, рас­качиваться, бегать. Быть «непостоянным»  не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.

 
sangvinik
 



Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокой­ствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его тем­перамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: про­смотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

 

МЕЛАНХОЛИК

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кро­ватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта.

 
melanholik
 

Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение непри­емлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструиро­вание, мягкие, не соревновательные игры.

 

ХОЛЕРИК

Ребенок  всегда  знает,   чего  хочет,   настойчив,  ре­шителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и   приключения.   С  трудом  идет  на  компромисс,   не прислушивается   к   мнению   других.   Излишне   само­стоятелен,  чтобы добиться своего,  бывает вспыльчив и   агрессивен.   В   его   поведении   многое   зависит   от воли,    многого    может    добиться    сам,    не   обращая внимания  на синяки и  шишки.  Спит  мало,   просы­пается   рано.   В   еде   неразборчив,   любит    «хватать куски».   В  его  поступках  часто  отсутствует  элемент обдумывания,    импульсивен,    подвержен    вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и   стать   «золотым»   ребенком.   Играет   в   грубые,   по­рывистые игры, часто конфликтует со сверстниками.

 
holerik
 

В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения   и   спокойствия.    В   совместных    занятиях рекомендуются   подвижные,   соревновательные   игры, спортивные упражнения,  полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предус­мотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку- холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

 

ФЛЕГМАТИК

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, иг­рает спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает мед­ленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоя­тельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в тра­диционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, инфор­мацию медленно, но надолго, редко ошибается.

 
flegmatik
 

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоциональ­ного мира ребенка, некоторое безразличие и не­способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегма­тику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, за­воеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

 

Таким образом, темперамент — прежде всего дан­ное природой, а природа, как известно, редко оши­бается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Чаще встре­чаются смешанные типы.

 

Проведите   несложный  тест на темперамент ребенка:

Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого — «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого — очень открытые и общительные, а центр — это статисти­ческая норма).

 
темперамент ребенка
 

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмо­циональная стабильность», а у верхнего — «не­вротизм» и поставьте на этой оси точку, соответ­ствующую вашим представления о душевном спо­койствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху дети с повышенной неврозностью и неустойчивыми эмоциями).

 

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ваш ребенок.

 

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о холери­ческом темпераменте, ее попадание в правый верхний сектор  меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а если очутилась в правом нижнем  о сангвиническом.

 

ЗАМЕЧАНИЕ:

1.  Старайтесь   оценить   ребенка   не   по   состоянию   в данный  момент,   а  в   целом, с  момента его рож­дения.

2.  Данное определение достаточно схематично и при­ближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешан­ных  типов.

Познакомясь с описанием типов темперамента и проведя тест, Вы глубже разобрались в природных качествах личности Вашего ребенка и, наверняка, поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

 
 

Из книги «Развитие эмоционального мира детей»

Автор Надежда Кряжева

 

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

 

Кряжева Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconEknЭлектронная книга

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Агрессия

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в самом раннем возрасте. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она […]

Страхи

Трудно встретить человека, который бы никогда ничего не боялся. Страх — это врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Сначала ребенок около 6 месяцев […]

Радость

Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей  для ребенка. Дети, в отличие от взрослых, проявляют свои чувства и эмоции более […]



Обсуждения
  1. У меня старшая доча холерик, овен просто не может иметь другой темперамент :) Интересно, что в младенчестве она была очень спокойным ребенком.

  2. Интересная информация о темпераметре детей. Моя внучка больше подходит к сангвинику. Она подвижная, эмоциональная. Но иногда бывает и упрямая. Все таки, наверное, нет чистых типов нервной системы, больше смешанные.

  3. А я раньше не могла определить к какому типу относиться моя дочка, по проведенному тесту оказалось что она Холерик.

  4. Вот интересно, а с взрослением ребенка может ли поменяться его темперамент. И из меланхолика ребенок превратиться в холерика?

    • Темперамент врожденный, изменить ег нельзя. Человек может развить сильные стороны своей личности и стараться погасить слабые, но тем не менее ведущий темперамент в человеке сидит глубоко. Нужно учить ребенка адекватно реагировать на те или иные ситуации, управлять своими эмоциями.