Тест «Нарисуй человека». Анализ рисунка

Как мы поняли из предыдущей статьи, при помощи анализа рисунка можно разобраться в особенностях эмоционального состояния ребенка и даже в отдельных чертах характера и направленности личности. Однако это еще не все возможности проективной методики «Нарисуй человека». При помощи анализа рисунка возможно также определить уровень интеллектуального развития ребенка.

 
нарисуй человека

Фото © Huff Post

 

Исследования Института психиатрии при Королевском колледже в Лондоне показали, дети, чьи рисунки получили высокие баллы в возрасте четырех лет, как правило, получают более высокие оценки на тестах интеллекта в возрасте 14 лет. Исследователи также обнаружили, что рисунки из однояйцевых близнецов в исследовании более похожи друг на друга, чем рисунки не близнецов, что свидетельствует о связи между рисунком, а затем интеллекта под влиянием генов.

 

Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками (как в мультфильме: «палка-палка-огуречик — вот и вышел человечек»).

 

Однако с возрастом рисунок человека постепенно усложняется, совершенствуется: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела).

 

Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал – соблюдением пропорций и объема.



 

Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.

 

Итак, для выполнения теста «Нарисуй человека» ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально. Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют. Пусть ребенок решает сам, нужно стирать или нет, но помним, что исправления также являются информативным признаком.

 

Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».

 

Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.

 

Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4). Наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл. Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией – всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.

 
analiz-risunka

Фото © Huff Post

 
Итак, минимум балов — 0, максимум — 30.

Для ребенка от 3,5 до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов;

от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;

от 5 до 6 лет – 14-22 балла;

от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;

от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;

от 8 до 9 лет – 22-27 балла;

от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;

от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;

от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;

от 13 лет и старше – 26-30 баллов.

 

Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.

 

Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии, однако не является прямым доказательством этого, поскольку изобразительная функция и способности к рисованию — это еще далеко не весь интеллект. Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша.

 

Но есть существенный нюанс: картинка будет гораздо правдивее и ближе к реальности, если тест проводил профессиональный психолог, а не сами родители. Во-первых,  они лица заинтересованные и оттого зачачтую необъективные, а во-вторых, и сам ребенок может чрезмерно эмоционально реагировать на задание, полученное от мамы и папы (например, протестовать, если отношения конфликтные, или бояться огорчить родителей и оттого работать со страхом, а не с удовольствием, если малыш тревожен и мнителен).

 

Поэтому не просите и тем более – не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда. Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам. Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования (не только рисунков, но и поведения и рассказов ребенка).

 

Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?

 

Автор Наталья Проценко

Источник: Shkolazhizni.ru

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Тест «Нарисуй человека»

Тест «Нарисуй человека» позволяет не только определить уровень развития интеллекта ребенка, но и разобраться во многих нюансах его психики

Тест «Уровень агрессивности ребенка»

Лаврентьева и Титаренко предлагают небольшой тест на уровень агрессивности ребенка родителям или педагогам, работающим с данным ребенком

Тест «Страхи в домиках»

Тест «Страхи в домиках» направлен на выявление преобладающих видов страхов (темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет