Тест «Сказка»
Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста. Тест настолько прост, что даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям.
Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.
Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.
Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.
Несколько советов
- Ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест — это некая игра, похожая на многие другие.
- Следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил рассказать ему сказку.
- Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.
- Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.
- Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.
- Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов.
- Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.
Обратите внимание, в какой мере поведение ребенка во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка. Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено — сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.
Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.
Достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты. И теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.
Сказка «Птенец» | Зависимость |
Сказка «Годовщина свадьбы родителей» | Роль в семье |
Сказка «Ягненок» | Ревность |
Сказка «Похороны» | Отношение к членам семьи |
Сказка «Страх» | Страхи |
Сказка «Слоненок» | Комплекс кастрации |
Сказка «Песочный замок» | Чувство собственности |
Сказка «Прогулка» | Эдипов комплекс |
Сказка «Новость» | Тревожность |
Сказка «Дурной сон» | Свобода самовыражения |
Статья содержит информацию из открытых источников
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
То что надо. Особенно понравился тест Слоненок
Да уж, Слоненок — интересная тема! :) Даже не знала, что на эту тему тесты бывают…
Очень интересные тесты. Однажды опробовала на своем ребенке. Узнала много интересного :) Особенно по тесту похороны — я брала второй вариант. Даже и не думала, что моя малышка может желать избавления от кого-то из близких. Это заставило меня призадуматься.
Очень интересные и простые тесты у вас, прошли с сыном пока один, но обязательно пройдем и остальные. Хочется узнать о своем ребенке побольше, не только опираясь на догадки и свои впечатления, интересен такой подход
Огромное спасибо! Долгое время искала такие тесты с достаточно подробной интерпретацией! Очень-очень полезная информация! Обязательно использую эти сказки в общении с детьми!