Тест-сказка «Песочный замок»
Цель сказки — выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.
Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.
«Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он понравился. Что седлает мальчик, оставит его себе или подарит маме?»
Типичные нормальные ответы:
«Немножко поиграет, а потом подарит маме»
«Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»
«Поделит его с мамой»
«Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
«Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»
«Никому его не отдаст»
«Поиграет, а потом разрушит его»
«Будет играть всегда один»
«Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д.
Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.
Представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.
Автор Луиза Дюсс, детский психолог
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения