Тревожность


тревожность у ребенкаНеразрывно связано со страхами такое чувство, как тревожность. Два эти чувства очень похожи, и порой человек не может определить, что же он чувствует в данный момент. Отличие тревожности от страха в том, что страх имеет предмет, т.е. когда  человек боится чего-то конкретного, например: страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.




Что же такое тревожность у ребенка и как она влияет на развитие страхов

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивую черту личности или темперамента. Первая проявляется в эмоционально значимых ситуациях, во все остальное время ребенок весел, подвижен и общителен. Вторая охватывает все сферы жизни ребенка, создавая напряженный отрицательный фон настроения.


Под понятием «тревожность» психологи понимают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Тревожные дети задолго до события начинают переживать его и представлять возможные неудачи. На этой почве легко формируются заниженная самооценка и страхи.




Однако тревожность – это не всегда плохо. Оптимальный умеренный уровень тревожности необходим ребенку, поскольку позволяет ему мобилизовать свои силы на выполнения деятельности. Слишком низкий уровень тревожности приводит к проблемам в мотивационной сфере и равнодушию. Слишком высокий уровень тревожности способствует возникновению страхов и блокирует любую деятельность. Такие дети в ответ на вопросы теряются, краснеют, бледнеют, замыкаются в себе и становятся не способны решить элементарные задачи.


Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: вдруг c мамой что-нибудь случится пока он в детском саду.


Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи c чем y них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают:

— Ничего ты делать не умеешь! Ничего y тебя не получается!



trevozhnost

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.


У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на во­просы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.


Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызyт ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции c собственным телом снижают y них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, a также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.


У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам:

— Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму. 

И как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».



trevoznost

Но некоторых родителей волнует поведение своих детей:

— Саша любит делать только то, к чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым

— Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть c ребятами – боится, что они поломают ее игрушки

— Алеша постоянно жмётся к маминой юбке – не оттащишь


Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться c неудачами.


Ругать ребенка за проявления тревожности нельзя, лучше помочь ему справиться с этим неприятным состоянием и помочь снизить тревожность, a также повысить самооценку.

 

Источник: Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

 

Шапиро Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

 

Видео взято с youtube.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств



Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Причины появления детских страхов

Детские страхи имеют различные источники происхождения. Все эти причины можно разделить на внешние (связанные со средой и стилем воспитания, с окружением ребенка) и внутренние (связанные […]

Невротические страхи

Как уже отмечалось в статье Страхи, обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3-4 недель.  Это можно считать нормой. Если же в течение этого […]

Темперамент — основа поведения ребенка

Темперамент ребенка — главное отличие детей с момента рождения, а знание этих особенностей поможет родителям найти правильные методы воспитания



Обсуждения
  1. Я вообще считаю, что детей ругать нельзя, тревожный он или наоборот слишком подвижный, шумный, смелый. К любому ребёнку нужно найти свой подход, и в любой ситуации можно обойтись без ругани и наказания. Спокойно объяснить ребёнку в чём он провинился, и почему так делать нельзя. Объяснить последствия его поступка. Если родители кричат на ребёнка, это говорит о их бессилии и неумении вести диалог с ребёнком. Добрым словом можно добиться больше, чем криком и ремнём. Я не призываю баловать детей, можно быть строгим и требовательным, но это должно соответствовать возрасту ребёнка, его пониманию ситуации. И в любом случае, ребёнок должен чувствовать любовь и заботу о нём. Самый лучший способ воспитания — это личный пример. Ведь не секрет, что дети повторяют за родителями, и своим поведением копируют их. Хочешь изменить поведение ребёнка, начни с себя. Нельзя насилием взрастить добро.

    • Полностью с Вами согласна, Ирина. Этого можно добиться, когда требования дома едины, когда отношения в семье гармоничные, есть уважение, взаимопонимание, поддержка. Если родители не дружат друг с другом, то и с ребенком договориться будет сложно.Верно Вы написали: хочешь изменить поведение ребенка, начни с себя.

      • А начинать с себя — это самое трудное в воспитании ребёнка, многие родители не хотят признавать своих ошибок, легче наказать ребёнка и сорвать на нём свою злость и обиду. А потом удивляться, почему ребёнок не откровенен, озлоблен или отдалился от родителей. Взрослые винят детей, забывая про корни проблемы.
        Я в любой ситуации вспоминая себя в детстве, и ставлю себя на место ребёнка. Я хорошо помню тот жуткий страх, когда мама ругала или била меня, я помню, как обидно было стоять в углу, когда я не видела своей вины, и ни за что не просила прощения, во мне всё протестовало против несправедливости, а вот когда мама не наказала меня, за то, что я взяв младшую сестричку ушла со двора и долго гуляла, а расплакалась, и сказала, что очень за нас волновалась, мне стало стыдно, и я поняла, что поступила не правильно, заставив маму волноваться и переживать. Так, что тогда я и усвоила урок, что ругая мы делаем только хуже, а объясняя и разговаривая по душам, открывая детям своё сердце, показывая свою любовь — мы воспитываем.