Упражнения для обучения ребенка письму и чтению
Как же помочь ребенку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори и ее последователями?
В основе метода Монтессори лежат две простые идеи . Первая — ребенок лучше, чем любой взрослый, знает, что ему нужно в каждый конкретный момент его жизни, и имеет внутренние силы для развития. Вторая — внимательный взрослый может помочь ребенку не потеряться в чужом и подчас враждебном ему мире.
Именно поэтому учитель в Монтессори-группе наблюдает за самостоятельной работой детей и обычно показывает ребенку упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов. Родителям иногда трудно это определить, но если ребенок явно заскучал и начал отвлекаться, лучше не настаивать на продолжении. Впрочем, заскучать он может и потому, что взрослый сопровождает показ очень долгими и непонятными ребенку объяснениями. Надо помнить, что занятия не должны быть для ребенка тяжелой повинностью. Предполагается, что «урок» длится не более 3-5 минут, а признак его успешности — дальнейшая самостоятельная работа ребенка.
Монтессори предлагает такую триаду: специальная развивающая среда — свободный выбор — короткий урок.
Прежде чем показывать что-то детям, взрослый сам, желательно не один раз, должен проделать и проговорить все то, что он собирается предъявить ребенку. Следует обдумать, как и что показать и сказать ребенку. Порядок действий и примерный текст даны в упражнениях, но важно не только то, что вы скажете, но и как (насколько точно и доступно, каким тоном и с какими интонациями).
Как происходит обучение ребенка письму и чтению
Базой для чтения становится устная речь. Говоря с детьми, давая им точные уроки с новыми для них словами, вы расширяете их словарный запас, помогаете детям почувствовать красоту точного, правильно выстроенного высказывания. Поэтому следите за тем, как вы говорите с ребенком.
Но прежде чем ребенок начнет читать, М. Монтессори предлагает научить его писать. Ведь письмо легче, чем чтение. Монтессори под чтением понимает не простое узнавание букв и умение складывать их в слова с определенной скоростью, а понимание ребенком смысла прочитанного. В этом процессе малыш интерпретирует чужие мысли, а при письме только выражает свои, что, несомненно, более просто даже для взрослого человека.
Но и обучение письму у Монтессори нетрадиционно. Так, подготовка детей к письму происходит путем параллельного развития различных и не связанных между собой навыков, необходимых при письме. И в какой-то момент ребёнок приходит к «написанию» букв из бархатной (шершавой) бумаги. Знакомство с каждым символом проводится в виде знаменитого трехступенчатого урока. Учитель показывает ребенку две-три буквы и называет их. На втором этапе просит ребенка найти названную букву. А на третьем, указывая на карточку, просит самостоятельно назвать букву. Ребенок обводит буквы пальчиками, потом карандашом. Иногда, вспоминая название звука (у Монтессори дается не буква, а звук, то есть не как пишется, а как читается буква), дети многократно обводят шершавую букву пальчиком.
Фото © Gettysburg Montessori
Анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвижного алфавита. Это набор букв, из которых ребенок может сложить слово. Перед тем как составить слово, ребенку нужно четко произнести его и сопоставить каждому звуку символ. Вначале ребенку предлагаются простые слова без звуковых сложностей. Подвижный алфавит также служит прекрасным средством совершенствования правописания. Для исправления обнаруженной ошибки ребенку не надо переписывать все слово, достаточно заменить букву или убрать лишнюю. После слов дети начинают писать фразы и даже маленькие рассказы. Теперь можно переходить к чтению.
Приобретите в магазине игрушек муляжи овощей, фруктов и животных. Эти нехитрые игрушки при умелом использовании будут работать на развитие вашего ребенка. Подвижный алфавит можно купить, а можно использовать магнитную азбуку или сделать буквы самим. Желательно каждую букву иметь в нескольких экземплярах. Бумажная разрезная азбука здесь не годится — буква должна быть объемной.
Не столь сложно подобрать и красивые прищепки. Они послужат не только для подготовки пальцев ребенка к письму, но и помогут малышу освоить работу с ножницами. Наверное, самый сложный материал — это рамки (упражнения 7, 8, 9 в уроке Подготовка руки к письму). Пусть они будут если не фирменные металлические, то самодельные картонные, простых форм. К сожалению, сложные фигурные рамки (которые легко купить) практически непригодны для работы — рука ребенка не может красиво и точно воспроизвести сложный контур, часто ломается карандаш, и поэтому такая работа вызывает раздражение.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения