Упражнения для обучения ребенка письму и чтению


motorika

Как же помочь ребенку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори и ее последователями?


В основе метода Монтессори лежат две простые идеи . Первая — ребенок лучше, чем любой взрослый, знает, что ему нужно в каждый конкретный момент его жизни, и имеет внутренние силы для развития. Вторая — внимательный взрослый может по­мочь ребенку не потеряться в чужом и подчас враждебном ему мире.




Именно поэтому учитель в Монтессори-группе наблюдает за самостоятель­ной работой детей и обычно показывает ребенку упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов. Родителям иногда трудно это определить, но ес­ли ребенок явно заскучал и начал отвлекаться, лучше не настаивать на продолже­нии. Впрочем, заскучать он может и потому, что взрослый сопровождает показ очень долгими и непонятными ребенку объяснениями. Надо помнить, что занятия не должны быть для ребенка тяжелой повинностью. Предполагается, что «урок» длится не более 3-5 минут, а признак его успешности — дальнейшая самостоя­тельная работа ребенка.


Монтессори предлагает такую триаду: специаль­ная развивающая среда — свободный выбор — короткий урок.


Прежде чем показывать что-то детям, взрослый сам, желательно не один раз, должен проделать и проговорить все то, что он собирается предъявить ребенку. Следует обдумать, как и что показать и сказать ребенку. Порядок действий и примерный текст даны в упражнениях, но важно не только то, что вы скажете, но и как (насколько точно и доступно, каким тоном и с какими интонациями).


Как происходит обучение ребенка письму и чтению

Базой для чтения становится устная речь. Говоря с детьми, давая им точ­ные уроки с новыми для них словами, вы расширяете их словарный запас, помогаете детям почувствовать красоту точного, правильно выстроен­ного высказывания. Поэтому следите за тем, как вы говорите с ре­бенком.


Но прежде чем ребенок начнет читать, М. Монтессори предлагает научить его писать. Ведь письмо  легче, чем чте­ние.  Монтессори под чтением понимает не простое узнавание букв и умение складывать их в слова с определен­ной скоростью, а понимание ребенком смысла прочитанного. В этом процессе малыш интерпретирует чужие мысли, а при письме только выражает свои, что, не­сомненно, более просто даже для взрослого человека.


Но и обучение письму у Монтессори нетрадиционно. Так, подготовка детей к письму происходит путем параллельного развития различных и не связанных меж­ду собой навыков, необходимых при письме. И в какой-то момент ребёнок прихо­дит к «написанию» букв из бархатной (шершавой) бумаги. Знакомство с каждым символом проводится в виде знаменитого трехступенчатого урока. Учитель пока­зывает ребенку две-три буквы и называет их. На втором этапе просит ребенка най­ти названную букву. А на третьем, указывая на карточку, просит самостоятельно на­звать букву. Ребенок обводит буквы пальчиками, потом карандашом. Иногда, вспо­миная название звука (у Монтессори дается не буква, а звук, то есть не как пишет­ся, а как читается буква), дети многократно обводят шершавую букву пальчиком.

 

Ребенок выкладывает слова

Фото © Gettysburg Montessori


Анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвиж­ного алфавита. Это набор букв, из которых ребенок может сложить слово. Перед тем как составить слово, ребенку нужно четко произнести его и сопоставить каждому звуку символ. Вначале ребенку предлагаются простые слова без звуковых сложностей. Подвижный алфавит также служит прекрасным средством совер­шенствования правописания. Для исправления обнаруженной ошибки ребенку не надо переписывать все слово, достаточно заменить букву или убрать лишнюю. После слов дети начинают писать фразы и даже маленькие рассказы. Теперь можно переходить к чтению.


Приобретите в магазине игрушек муляжи овощей, фруктов и животных. Эти нехитрые игрушки при умелом использовании будут ра­ботать на развитие вашего ребенка. Подвижный алфавит можно купить, а можно использовать магнитную азбуку или сделать буквы самим. Желательно каждую букву иметь в нескольких экземплярах. Бумажная разрезная азбука здесь не го­дится — буква должна быть объемной.


Не столь сложно подобрать и красивые прищепки. Они послужат не только для подготовки пальцев ребенка к письму, но и помогут малышу освоить работу с ножницами. Наверное, самый сложный материал — это рамки (упражнения 7, 8, 9 в уроке Подготовка руки к письму). Пусть они будут если не фирменные металлические, то самодельные картонные, простых форм. К сожалению, сложные фигурные рамки (которые легко купить) практически непригодны для работы — рука ребенка не может красиво и точно воспроизвести сложный контур, часто ломается карандаш, и поэтому такая работа вызывает раздражение.


Ёжик, Мышка и МишкаРасширение словарного запаса 1 Ёжик, Мышка и МишкаРасширение словарного запаса-2 Ёжик, Мышка и МишкаПодготовка руки к письму 1 Ёжик, Мышка и МишкаПодготовка руки к письму-2
Ёжик, Мышка и МишкаЗвуковые игры Ёжик, Мышка и МишкаЗнакомство с буквами Ёжик, Мышка и МишкаПодвижный алфавит

 

Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори



Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Упражнения для сенсорного развития

Упражнения для сенсорного развития методики Монтессори готовят ребенка к обучению в школе: письмо и математика — через развитие кисти руки и словарного запаса

Упражнения из практической жизни

Главная особенность системы — создание специально подготовленной среды, где ребенок будет выполнять упражнения из практической жизни, учиться самостоятельности