Упражнения для сенсорного развития
«У этих детей будут широко открыты глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира.»
К.С.Петров-Водкин
Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.
В чем суть сенсорного развития Монтессори?
Монтессори и её последователи понимали, что здоровый ребёнок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.
Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.
Раскрыть перед ребёнком мир — это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, — помочь детям упорядочить свои ощущения.
«Уметь различать — характерная черта мышления. Различать — значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творчеству»
Монтессори
Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в пополнении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике ещё более основательна. Фактически ребёнок получает основополагающие математические понятия, такие как «большой — маленький», «длинный -короткий» и т.д.
Желательно не вносить существенных изменений в предлагаемые упражнения, так как они подобраны по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых природных материалах. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстракцию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет собой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к познанию окружающего мира.
Развитие визуальных чувств | Расширение словарного запаса | Знакомство с цветами радуги | Расширение словарного запаса-2 |
Развитие тактильных ощущений | Утончение тактильных ощущений | Развитие чувствительности |
Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Конечно, здорово, когда ребенок в системе занимается и развивается. Слышала много положительных отзывов про эту методику. Сама с ней очень глубоко не знакома.