Упражнения для сенсорного развития

sensorika

«У этих детей будут широко открыты глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира.»

К.С.Петров-Водкин

Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует разви­тию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчиво­сти) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.

 

В чем суть сенсорного развития Монтессори?

Монтессори и её последователи понимали, что здоровый ребё­нок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слы­шит, ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способ­ствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.

 

Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь бо­лее высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно ос­тро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.



 

Раскрыть перед ребёнком мир — это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, — помочь детям упо­рядочить свои ощущения.

 

«Уметь различать — характерная черта мышления. Раз­личать — значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творче­ству»
Монтессори 

 

Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в попол­нении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике ещё более основательна. Фактически ребёнок получает основопола­гающие математические понятия, такие как «большой — маленький», «длинный -короткий» и т.д.



sensornoe-razvitie

Желательно не вносить существенных изменений в предлагаемые упражнения, так как они подобраны по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых при­родных материалах. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстрак­цию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет со­бой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к поз­нанию окружающего мира.

 

Line-11

 

Ёжик, Мышка и МишкаРазвитие визуальных чувств Ёжик, Мышка и МишкаРасширение словарного запаса Ёжик, Мышка и МишкаЗнакомство с цветами радуги Ёжик, Мышка и МишкаРасширение словарного запаса-2
Ёжик, Мышка и МишкаРазвитие тактильных ощущений Ёжик, Мышка и МишкаУтончение тактильных ощущений Ёжик, Мышка и МишкаРазвитие чувствительности

 

Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Упражнения из практической жизни

Главная особенность системы — создание специально подготовленной среды, где ребенок будет выполнять упражнения из практической жизни, учиться самостоятельности

Упражнения для обучения ребенка письму и чтению

Согласно методике Марии Монтессори, обучение ребенка письму и чтению происходит последовательно, прежде чем ребенок начнет читать, необходимо научить его писать


Обсуждения
  1. Ирина Зайцева 17.04.2014 в 07:22   ответить

    Конечно, здорово, когда ребенок в системе занимается и развивается. Слышала много положительных отзывов про эту методику. Сама с ней очень глубоко не знакома.