Упражнения из практической жизни
Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. И дело даже не в том, что её ученики без принуждения и натаскивания к 4-5 годам начинали читать и имели представление о всех арифметических действиях. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека — самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нём свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребёнка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Какие упражнения из практической жизни предлагает Монтессори
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Главная особенность этой педагогической системы — создание специально подготовленной среды, как определила её Монтессори. Это значит, что все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора.
Но среда — не просто набор дидактических игр. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязывать ребёнку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребёнком, внимание к личности и потребностям развития малыша — вот слагаемые успеха.
Помните, что ребёнок вам ничего не должен. Не мы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира. Ребёнок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься. В возрасте примерно до трёх лет ребёнок нужно дать возможность самостоятельно манипулировать с дидактическим материалом, исследуя простейшие его свойства.
После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Его сознание готово к такой работе, и хорошо, чтобы Ваш малыш не попал в положение нищего, который, оказавшись во дворце, использует королевскую печать для того, чтобы колоть орехи. Ребёнок не может знать о назначении дидактических игр, пока Вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребёнка самостоятельно повторять показанное упражнение, добиваясь всё больших успехов в точности его выполнения. Ребёнок сам решит, где следует остановиться.
Фото © the CHILD centered
По мере взросления Вашего малыша поощряйте его желание делать что-то самостоятельно, но прежде покажите ему новое для него упражнение медленно и чётко, выделяя каждое движение. Не ждите, что всё сразу получится идеально. Ваш ребёнок, как и любой человек, имеет право на ошибку.
Не старайтесь уличить ребёнка в том, что он чего-то не знает или не умеет. Сделайте над собой усилие и откажитесь от таких слов, как «не мешай», «нельзя», «не надо». Категорические запреты и замечания сделают вашего малыша неуверенным в себе.
Это вовсе не означает, что ребёнку надо всё разрешать. «Свобода, — замечает Монтессори, — не имеет никакого отношения к вседозволенности». Вы можете и иногда должны проявлять твердость и настойчивость, но не насилие. И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребёнка рабом Вашего настроения и заложником Вашей непоследовательности, создайте правила.
Важно…
Для всех игр и упражнений приготовьте удобные стол и стул, соответствующие росту ребёнка. Посуда, используемая в упражнениях, должна быть красивой, без трещин и зазубрин.
Начав какое-либо упражнение, его необходимо довести до конца и убрать за собой. Малыш обязательно должен помогать Вам в уборке — это приучает его к аккуратности, позволяет почувствовать уверенность в себе. Важно, чтобы почти все вещи, которыми пользуется малыш, он мог доставать сам.
Автором пособия является директор Московского Центра Монтессори Константин Сумнительный. Все упражнения-игры сопровождаются историей о трех друзьях. Прежде, чем начать заниматься с ребенком, сами ознакомьтесь с содержанием упражнений и приготовьте необходимые предметы. А потом садитесь вместе с ребёнком и, рассматривая картинку, читайте или пересказывайте текст, задавая по ходу вопросы. Не торопите малыша с ответами, дайте ему возможность сформулировать свои мысли. Затем предложите выполнить описанные упражнения-игры.
На следующий день, или когда Вам будет удобно, спросите его, не хочет ли он ещё раз услышать историю о трёх друзьях. Возможно, он и сам напомнит Вам о них.
Собираем ягоды | Ягоды рассыпались | Бусы порвались | Проявляем заботу |
Готовим пирожные | Убираем | Чай с пирожными |
Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Маленькие детки действительно любят делать все самостоятельно и главное — не «убить» это желание, ведь у них редко получается хорошо.