Упражнения на саморегуляцию

samoregulaciaНередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, зам­кнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит­ся конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, след­ствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрос­лые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

 

«Возьмите себя в руки»

(для  детей с 5 лет,   авторское)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочет­ся кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень про­стой способ доказать себе свою силу: обхвати ладо­нями локти и сильно при­жми руки к груди — это поза выдержанного чело­века».

 

«Врасти в землю»

(для детей с 5 лет, авторское)

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни,  и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного  человека».

 

«Ты   —   лев!»

(для   детей   с   5  лет,   авторское)

«Закрой   глаза,   представь   льва         царя   зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

 

«Просыпайся, третий глаз!»

(для детей с 5 лет, авторское)

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. По­массируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз…» 6—10 раз.

 

«Сбрось усталость»

(для детей с 5 лет, авторское)

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни го­ловой, руками, ногами, те­лом. Ты стряхнул всю ус­талость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

 

«Заряд бодрости»

(для  детей  с  4  лет)

«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Уш­ки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. По­массируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

Взрослый следит за силой на­жима на важные точки жизнедеятельности и пра­вильностью нахождения точек.

 

«Дыши и думай красиво»

(для детей с 5 лет,   авторское)

«Когда  ты   волнуешься,   попробуй  красиво и  спо­койно  дышать.   Закрой   глаза,   глубоко  вдохни:

— мысленно    скажи:    «Я —  лев», выдохни, вдохни;

— скажи:   «Я — птица»,   выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я — камень», выдохни,   вдохни; — скажи:   «Я   —   цветок», выдохни,   вдохни;

—  скажи: «Я  спокоен», выдохни. Ты  действи­тельно  успокоишься».



 

«Стойкий солдатик»

(для детей с 5 лет, авторское)

«Когда ты сильно возбужден и не можешь оста­новиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем   занят,   кому   надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще при­стальней. Молодец! Ты на­стоящий защитник!»

 

«Замри»

(для детей с 5 лет, авторское)

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

 

«Спаси птенца»

(для детей с 4 лет)

«Представь, что у тебя в руках маленький бес­помощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

 

«Солнечный  зайчик»

(для детей  с 4  лет, авторское)

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

 

«Сломанная  кукла»

(для  детей  с  5  лет)

«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас со­бирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

 

«Гора с  плеч»

(для детей с 5 лет, авторское)

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.

 

«Торт»

(для детей с 4  лет)

Положите  ребенка на коврик. Вокруг его сверст­ники или знакомые. Взрослый:

— Сейчас мы из тебя будем делать торт.

Один участник — мука, другой -сахар, третий —  молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый:

 — Сейчас   повар   приготовит   великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — он «посыпает» тело, и немного соли — чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. — тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами.

Все участники, при­касаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.

Следите за выражением лица «торта», оно должно быть  довольным,   смех   только  поможет  упражне­нию.

Вместо   «торта»   можно   готовить   все,   что   угодно ребенку, — курицу, блины, компот  и  т. д.

 

«Портрет»

(для детей с 5 лет)

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый -художник. Все остальные — краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета.

— Сейчас я буду рисовать портрет.

Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит:

— Сейчас я нарисую лицо. Какую форму рисовать? (спрашивает  у ребенка) — такую же, больше, меньше?

Ребенок отвечает.

— Какие будут глазки — большие, маленькие или оставим, какие есть?

При этом он обводит контур глаз.

— Какого они будут цвета?

Ребенок называет. Если есть такая краска, художник при­касается к ней своей кистью (к участнику, выбрав­шему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются пор­третом, говорят, как он хорош.

Упорное нежелание ребенком «сохра­нить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.

 

«Театр  прикосновений»

(для детей с 6 лет)

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком -к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежа­щего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

ЗАМЕЧАНИЕ:

1.  Взрослый  следит  за силой  прикосновений.

2.   Наблюдает за лицом лежащего,  оно должно быть спокойным  и  расслабленным.

3.   Поглаживаний  должно  быть  мало.

 

Из книги «Развитие эмоционального мира детей»

Автор Надежда Кряжева

 

На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

 

Кряжева Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconEknЭлектронная книга

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Упражнения на управление гневом и снижение тревожности

Упражнения на снижение тревожности и управление гневом помогут агрессивным детям снизить высокий уровень мышечного напряжения

Самовнушение как релаксация

Существует много специальной литературы на тему самовнушения, много различных методик как по пассивному внушению, так и по активным его формам. Самое простое, что мы можем […]

Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»

Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей пользуется комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»


Обсуждения
  1. Мозгунова Ирина 10.12.2013 в 11:01   ответить

    Как много, Светлана , Вы разместили упражнений на обучение ребёнка управлять самим собой!
    Это очень полезно сегодняшним детям, просто пораженным через одного гиперактивностью. А особенно полезно родителям, без помощи которых может ничего и не получиться.