Вместе за покупками
Очень часто родители нервничают перед семейными походами за покупками: перед глазами всплывает образ капризного малыша, который настойчиво (а порой даже излишне настойчиво) требует новую игрушку или конфету. В таких случаях мы часто теряем равновесие и стараемся любым способом успокоить маленького «вымогателя». В том числе — давая ребенку то, что он требует. Но правильно ли это? Не повредит ли такое попустительство характеру ребенка?
Фото © Lepota i zdravlje
Как делать покупки без слез, истерик и родительских нервов?
Собираемся за покупками
Наверное, самое распространенное место для продуктовых покупок — супермаркеты, ведь именно здесь все необходимые продукты и бытовые вещи собраны в одном месте. К тому же, все можно потрогать, рассмотреть и выбрать. Неудивительно, что и малышам это место обычно очень приходится по вкусу, особенно в отношении «пощупать». Как держать себя в руках и при этом найти компромисс с маленьким «хочушкой»?
Попробуйте заранее составить подробный перечень необходимых продуктов и вещей — это пригодится не только для того, чтобы убедить малыша не брать ненужные предметы, но и для самоконтроля. Когда перечень будет готов, позовите ребенка к себе и расскажите ему, что сегодня вам выпала ответственная «миссия» — поход за покупками. Попробуйте прочитать составленный список, лучше не слишком быстро, чтобы ребенок мог не только слушать, но и услышать. Посоветуйтесь с малышом — ничего ли вы не забыли. Возможно, что-то нужно добавить. На этом этапе у вас наверняка возникнет ситуация, когда малыш попросит что-то купить и ему. Конечно, почему нет. Единственное — во всем следует знать меру. Поинтересуйтесь у ребенка, что ему больше всего хочется сегодня. При этом желательно его желание ограничить 1-2 пунктами, чтобы малыш понимал, брать все остальное — нельзя. Обязательно запомните эти пункты, скажите волшебную фразу «Мы с тобой договорились?», чтобы в дальнейшем избежать «завышенных» требований. Только войдете в супермаркет, напомните ребенку о перечне и приобретите то, что он хотел. Если вдруг чего-то нет, купите что-то другое взамен. Но только это и ничего больше.
Лучше заранее обсудить с малышом, как вести себя в магазине. Попросите его не бегать, не кричать, далеко не отходить, без разрешения ничего с полок не брать. А в супермаркете только напоминайте то, о чем договорились дома. Несправедливо требовать от ребенка то, что вы ему не озвучивали.
В супермаркете
Итак, вы попали в супермаркет. Для того, чтобы немного ограничить передвижения ребенка, лучше всего посадить его в коляску. Но ни в коем случае не настаивайте и не сажайте насильно, ведь тогда ваш мирный поход за покупками может превратиться в истерику и испорченное настроение как у вас, так и у малыша. В некоторых супермаркетах есть специальные детские коляски — маленькие копии больших. Можно предложить малышу принять участие в процессе и разделить с вами ответственность.
Если с детской коляской не повезло, попробуйте доверить ребенку другие ответственные дела: вы берете с полки продукты, отдаете ему, а он уже сам складывает их в корзину (конечно, при этом покупка не должна быть слишком тяжелой или хрупкой). После каждой удачной покупки возвращайтесь к списку, можно предложить ребенку вычеркивать уже неактуальные пункты. Так вы сможете ненавязчиво напоминать, что берете все исключительно по списку. Будет замечательно, если вы предложите ребенку самому выбрать между двумя покупками: что ему больше нравится. Так малыш почувствует свою значимость, способность самостоятельно решать.
Главное — понимание и поддержка
Приведем яркий пример мудрого поведения молодой мамы в супермаркете:
Представьте себе: обычный будний день, людей в супермаркете немного, все блуждают между рядов в поисках необходимых товаров. Среди таких «блуждающих» — молодая мама лет 25 и маленький 3-летний сынишка. Малыш, видимо, очень подвижный — все время прыгал, бегал (недалеко), дергал маму за рукав курточки. Мама реагировала очень спокойно легкой улыбкой и быстрым взглядом. Затем наступила «горячая» ситуация: мальчик подбежал к полке с крупами, стал хватать упаковки и бросать на пол. Мама отреагировала мгновенно. Она присела рядом с малышом, обняла его (тем самым ограничив ему свободу действий) и сказала неожиданную для меня фразу: «Тебе, наверное, очень скучно». Ребенок в ответ обиженно кивнул головой. «Может, ты мне поможешь?» — спрашивает мама в ответ (давая понять, что без малыша ей не разобраться, необходимо его участие).
Мальчик внимательно слушал. «Вот я думаю, — продолжала мама, — какую бы крупу взять на ужин — гречневую или пшеничную? Тебе какая больше нравится?». «Гречневая», — малыш уже забыл, что обижался. Мама сняла с полки упаковку гречки и вручила мальчику со словами: «Клади в корзину, у тебя это лучше получится!». Счастливый ребенок аккуратно опустила крупу в корзинку, и они с мамой отправились дальше. Мальчик больше не сбросил ни одного продукта с полок, и вообще начал вести себя значительно спокойнее. Ведь так положено вести себя ответственным людям, правда?
Фактически, в этой истории был единственный момент, который определял дальнейший ход событий: ситуация, когда ребенок начал сбрасывать крупы с полок. Мама, как и очень многие родители, могла его дернуть, крикнуть, наказать… Как вы думаете, добилась бы она в таком случае желаемого результата? Скорее всего, что нет. Наоборот, мама отнеслась к малышу с пониманием и поддержкой, предложила ему ответственную «работу», чтобы он не скучал, и мальчику уже не хотелось безобразничать.
Истерики с криками и слезами
Давайте теперь рассмотрим ситуацию, в которой, несмотря на ваши старания, малыш все-таки решил потребовать внеплановую покупку. Прежде всего постарайтесь понять: вашей вины здесь нет. Вы все делали правильно, просто каждый случай, особенно с ребенком — уникальный, и детское поведение предсказать очень сложно. Итак, если малыш устроил истерику, громко рыдает, падает на пол, стучит руками и ногами, и требует что-то ему купить, то первый шаг — успокоить… себя. Вы видите перед собой типичный случай детской манипуляции. Чаще всего за этим стоит не искреннее огорчение, а желание добиться своего, оказывая давление на родителей морально. Этим пользуются практически все дети. И главный «рецепт» здесь — не поддаваться. Вы можете присесть рядом с ребенком и спокойно сказать: мне жаль, что ты расстроен, но твои слезы не заставят меня это купить, ведь мы с тобой договаривались еще дома о двух покупках (продемонстрировать список).
Даже если малыш упал на пол — пусть полежит. Скорее всего, ему не понравится долго там валяться, ведь на полу холодно и неуютно. Игнорируйте. Не обращайте внимания и на осуждающие и сочувственные взгляды-реплики случайных прохожих, не давайте им вмешиваться, осуждая или защищая малыша. Это ваш ребенок и полностью ваше дело, как с ним обращаться. Когда вы чувствуете, что вам все надоело и надо идти дальше, предупредите, что посчитаете сейчас до десяти, и если ребенок не встанет и не пойдет, вы пойдете без него. Выполните. После этого смело развернитесь и неспешно идите. Малыш наверняка быстро встанет и с криками побежит за вами. Остановитесь, обнимите его. Скажите, что предупреждали, и в следующий раз нужно будет вас послушать. Поверьте, такие «уроки» детям запоминаются очень хорошо.
Если вы все же замечаете, что ребенок продолжает хныкать — пусть, постарайтесь не обращать на это внимания. Станете его успокаивать и жалеть — можете не только подкрепить, но даже закрепить такую реакцию малыша в подобных ситуациях. И в дальнейшем «хныканье» будет сопровождать вас практически везде (ведь всегда найдется что-то, что ребенку совсем не по душе).
Поддерживайте доверие малыша к вам
Но иногда все же возникают такие ситуации, когда истерика достигает «апогея»: малыш полностью красный, его разрывает от крика, ритм дыхания сбился. В таком случае прервите процесс «шопинга» (тележку с продуктами, например, можно оставить у охранника и предупредить, что скоро вернетесь — причину объяснять не нужно, все и так будет понятно). После этого поищите ближайший умывальник или купите бутылку с водой и хорошенько умойте малыша, дайте попить воды, отдышаться. Можно даже выйти на несколько минут на свежий воздух, отвлечься. Когда увидите, что малыш успокоился, дайте ему знать, что понимаете его. Скажите что-то вроде «я вижу, что ты очень расстроен (обижен)». Поинтересуйтесь, почему. Напомните, что дома вы договаривались о покупке. Вытяните список и озвучьте, что он хотел изначально. Спросите — может, что-то изменилось? Предложите поменять эти пункты — пусть подумает, что именно ребенку сейчас хочется.
В случае, если это дорогая вещь, объясните, что столько денег у вас сейчас с собой нет, вы купите это в следующий раз. Или же, если не собираетесь это покупать, аргументируйте, почему. Например, «у тебя уже есть 5 машинок, эта совсем не отличается от них. Давай лучше поищем новый мячик, твой старый совсем сдулся». Помните об одном: ни в коем случае не нарушайте данного обещания. Если не уверены, что выполните, лучше не обещайте. Это сильно подорвет доверие малыша к вам, а вам этого хочется меньше всего, правда?
Когда вернетесь домой, непременно похвалите ребенка, если он старался хорошо вести себя (даже если что-то у него не получилось). Скажите, что он отличный помощник, и прекрасно справился с ответственной задачей. Думаем, после такой похвалы походы в супермаркет с ребенком станут для вас приятными и непринужденными.
Итоги. Родителям надо:
— заранее составить список необходимых вам и малышу покупок (для ребенка — не более 1-2);
— поговорить с ребенком о «хорошем поведении» еще дома, конкретизировать;
— частично переложить на малыша ответственность за покупки (выбор, складывание в корзину);
— аргументировать свой отказ;
— игнорировать детские способы манипуляции.
Не надо:
— теряться или нервничать во время детской истерики;
— потакать прихотям ребенка, покупая все, что ему захочется;
— нарушать ваши обещания;
— настаивать на покупке или способе передвижения ребенка вопреки его желанию.
Желаем вам приятных покупок и прекрасного настроения. Пусть поход с малышом в магазин оставит лишь теплые воспоминания.
Автор редакция сайта
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Потрясающая выдержка у мамы, что так интересно ситуацию в магазине перевела в маленькую игру.Мой взрослый ребёнок до сих пор может «выцыганить» у меня время похода за покупками » что-нибудь» и приведёт 46 аргументов, почему ему это надо и я должна обязательно это купить)