Я сам!
Маленькие дети в своем стремлении помогать нам и что-то самостоятельно делать по дому бывают порой надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть ребенка, накрыть на стол и даже покормить малыша, чем, теряя терпение, наблюдать за ним и убирать последствия его «помощи». Однако через несколько лет мы начинаем сетовать на лень сына или дочери, его неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали в нем эти черты характера, отмахиваясь от его первых заявлений: «Я сам!»
Как же воспитать трудовые навыки?
Прежде рассмотрим уровень трудовых навыков детей 2-4 лет, чтобы иметь представления, какие требования можно предъявлять ребенку.
2 года
Заявляя «Я сам!», ребенок выражает свое стремление к самостоятельности, которое проявляется, в первую очередь, в самообслуживании. Он сам намыливает, моет и вытирает руки, ест. Активно помогает одевать и раздевать себя, хотя это требует от него немалых усилий. С помощью взрослого поддерживает порядок в игрушках. Охотно выполняет несложные поручения: принести и отнести, поставить. Появляется желание помогать взрослым: пытается подметать, вытирать стол, нести пакет. Радуется, если у него это получается.
2,5 года
Самостоятельность малыша стремительно развивается. Ребенок аккуратно ест, обходясь без нагрудника. Знает назначение предметов и умеет значительно быстрее действовать ими во время еды, туалета, подготовки ко сну. Запоминает и выполняет правила поведения: не торопиться, не разбрызгивать пищу, хорошо ее жевать, вытирать рот салфеткой. Спокойно выполняет поручения взрослых, помогает им во время уборки, ухода за растениями и животными. Бережливо относиться к одежде, убирает игрушки, разные предметы, несет свой стульчик. Понимает слово «трудиться».
3 года
Совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Малыш становится настойчивее в стремлении к самостоятельности. Ест сам, как взрослый. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготы, обувь, хотя путает левую и правую туфлю, надевает одежду иногда задом наперед. Активно участвует в уборке, в подготовке к обеду. Хочет без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Заботится о других. Может делать не только то, что хочет, но и то, что надо. Говорит с удовлетворением: «Я сделал сам, мы вместе сделали».
3,5-4 года
Физическое развитие ребенка повышает уровень трудовых навыков. В самообслуживании ему иногда требуется лишь незначительная помощь. Охотно берется за дело, умеет работать быстро и аккуратно, доводить дело до конца. С удовольствием обучается действиям с бытовыми предметами. Самостоятельно наводит порядок в уголке с игрушками. Трудится не только для себя, но и для других. Но он быстро устает, теряет уверенность в своих силах в случае перегрузки, что может вызвать отвращение к труду.
Определите, что Ваш ребенок уже умеет делать сам, а чему ему еще предстоит научиться. Подумайте, какие условия необходимо создать ребенку для его самостоятельной деятельности, удобно ли ему умываться, одеваться и т.д. Ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом за любые его неудачи и провинности. Соразмеряйте поручения для малыша с его возрастными возможностями, физическим и психологическим состоянием. И не забывайте хвалить за желание самостоятельно делать что-то посильное.
Советы по развитию и поддержанию навыков самостоятельности и самообслуживания.
1. Поддерживайте желание ребенка самостоятельно застилать свою постель. На первых порах покажите и объясните, с чего начать, как выровнять одеяло и покрывало. Просите ребенка подержать, положить, расправить постельные принадлежности. Постепенно предоставляйте малышу большую самостоятельность.
2. С первых шагов проявления самостоятельности приучайте ребенка пользоваться своим полотенцем, зубной щеткой, пастой, расческой, носовым платком. Чтобы научить малыша умываться, создайте ему для этого условия: устойчивую скамеечку под ноги, небольшое красивое мыло в яркой мыльнице, приятное детское полотенце с петелькой, чтобы его было удобно повесить на вешалку, прикрепленную на уровне вытянутой вверх руки ребенка. Не забывайте похвалить за желание и умение умываться.
3. Дети должны регулярно помогать взрослым накрывать на стол и убирать посуду после еды. До 4 лет малышу лучше доверять небьющуюся посуду: хлебницу, салфетницу, столовые приборы. С 4 лет ребенок может расставлять тарелки, чашки, блюдца. Желательно, чтобы посуда была удобной и устойчивой. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Не заставляйте малыша за столом молчать. Тактично учите правильно пользоваться ( в том числе на личном примере) столовыми приборами: сначала ложкой, позже — вилкой. Старайтесь относиться к первоначальным неудачам малыша терпеливо.
4. Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел: вытереть небольшой тряпочкой пыль, вымыть кусочек пола на кухне, постирать носовые платки или кукольную одежду. Для стирки приготовьте устойчивую скамеечку, или, если возможно, даже небольшой столик. Помогите ребенку организовать рабочее место и покажите правильные приемы работы. Не лишайте малыша удовольствия быть полезным и ощутить радость за самостоятельно выполненную работу.
5. Дети очень любят животных. Поддерживайте в них это хорошее чувство. Внушайте ребенку, что животные требуют постоянной заботы и ухода.Объясняйте, что у животных свой образ жизни и свои привычки, что собаки и кошки не любят, когда их тискают и насильно заставляют есть и пить. У ребенка должна быть выработана привычка мыть руки с мылом поле игр с ними. Не допускайте детей к больным животным.
6. Научите малыша самостоятельно снимать расшнурованные Вами ботинки, остальную одежду он должен полностью снимать сам (пуговицы и шарф, если они находятся сзади, помогаете расстегивать и развязывать Вы). Вначале он будет делать это медленно. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Научите его выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определенным местам.
7. Отведите ребенку для игрушек места, чтобы ему было удобно их брать и убирать. Если в семье для каждой вещи есть свое место, это поможет ребенку поддерживать порядок. Нельзя забывать, что, требуя от малыша аккуратности, Вы должны сами показывать пример. Словесные указания, идущие вразрез с поведением взрослого, отрицательно действуют на поведение ребенка. Если у малыша привычка убирать игрушки закрепилась, поощряйте это; Ваш контроль и одобрение будут поддерживать в нем стремление к порядку.
8. Часто ребенок не хочет и не умеет занимать себя. Стоит его оставить одного, как он перестает играть, хотя у него много игрушек. Чтобы приучить ребенка к самостоятельным играм, подберите для него такие игрушки, которые смогут располагать его к действию: матрешки, пирамидки, позже — крупную мозаику, конструктор.
Сумейте заинтересовать ребенка, покажите, как можно «оживить» игрушку. Сначала ребенок будет подражать Вам, а затем начнет выполнять роли разных персонажей. поощряйте ребенка за его самостоятельные проявления в игре.
И помните, что, если, экономя время, взрослый выполняет за ребенка то, что он может сделать сам, навыки самостоятельности и самообслуживания теряются, и возникает лень!
Из книги «Я сам! Развитие самостоятельности»
Автор Р.А.Юдина
Р.А.Юдина «Я сам! Развитие самостоятельности»
Купить в Лабиринт.ru Купить на Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Электронная книга |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Хорошая статья. Стремление ребенка к самостоятельности надо всегда поддерживать. Моя внучка тоже мне любит помогать: пылесосит , моет цветы, вытирает пыль. Очень любит готовить пирожки. Я делаю тесто, а она его раскатывает. Ей нравится и у нее хорошо это получается. Зато потом ест их с гордостью, что помогла мне на кухне.
А ходить в курятник за яйцами-это любимое занятие.
Если деткам с детства позволять делать посильную работу, а не отпихивать их, то из них вырастут очень трудолюбивые люди. По своему опыту это знаю.
Здесь Ольга сделала очень чёткий и правильный вывод: если ребёнку позволять выполнять любую работу (а не говорить, что развезёшь грязь, перебьёшь посуду и т.п.), а не выполнять её за них, то из детей вырастут трудолюбивые и ответственные люди.
Родителям нужно научиться проще относиться к последствиям: разбил чашку или тарелку — есть повод купить новую посуду :)
Конечно, Светлана, тут о разбитых чашках или тарелках жалеть не приходится — на кону становление человека!
Трудолюбивый вернёт сторицей разбитые в детстве чашки, а лентяй …. без последних тарелок останетесь.
Для нас это «Я сам» выражалось, в том что моя дочка постоянно бегала за мной и норовила сделать домашнюю работу за меня)
Прекрасно понимаю, что самостоятельность нужно поощрять, но иногда так тяжко смотреть как помощь превращается в очередной кавардак, даже не знаю как лучше себя вести.
Можно создать правила, которые есть в любом деле. Ребенок необходимо помочь научиться правильно и последовательно выполнять работу. Если что-то Вам не нравится, можно обсудить это с ребенком.
«САМА» было любимым словом дочери, на руках никогда не носили её, всё и везде сама! Выросла уже, всегда помогает, но помощь просит редко!