Свобода учиться. Игра против школы


Ни для кого не секрет, что ребенок дошкольного возраста развивается, познает мир в процессе игры. Но как только он переступает порог школы, наша образовательная система забывает о данной особенности развития ребенка. Игры уходят в сторону, ребенка зажимают в рамки. В результате для многих детей школа становится своего рода тюрьмой на многие 10 лет. А это в свою очередь порождает подобное отношение к работе уже во взрослой жизни.

 
Свобода учиться

Фото © Goldman Sachs

 

Именно эта проблема раскрывается в книге Питера Грея «Свобода учиться. Игра против школы» от издательства «Манн, Иванов и Фербер«.



 

Питер Грей — профессор психологии, специалист в области возрастной психологии. Однажды случилось так, что его сын в кабинете директора заставил отца задуматься о месте человека в образовании. Грей начал изучать обучение в альтернативной школе, где нет тестирований и учебных планов, навязанных взрослыми, и где ответственность лежит на самих детях.

 

«При наличии желания мы можем освободить детей от принудительного образования и позволить им обучаться в таких условиях, при которых они будут учиться сами и их не будут лишать радостей детства.»

 

Современная школа

Уже в первой главе своей книги автор приводит примеры и ненавязчиво убеждает читателя в том, какой вред и ущерб для ребенка и семьи в целом наносит современная школа. Для семей, где есть школьники, написанное в книге настолько знакомо и актуально, что не согласиться с автором невозможно. Ведь мы тоже учились в школе, у нас было детство, поэтому нам есть с чем сравнить современную систему образования и свободное время, проводимое детьми сейчас и нами несколько лет назад.

 

Сами родители становятся заложниками школы. Школа ставит условия, а мы, взрослые, делаем все для того, чтобы эти условия выполнить. Для нас, родителей, главной задачей становится уже не развитие и здоровье собственного ребенка, а стремление выполнить требования школы наилучшим образом. В результате часто отношения между детьми и родителями, у которых разные желания, разные стремления и возможности, сильно подрываются. Иными словами школьная система образования незаметно для нас вносит свои негативные коррективы в детско-родительские отношения.

 

Несмотря на то, что книга написана американским автором и приведена статистика по Америке, она очень актуальна для нашей страны.

 

Свобода играть

В своей книге Питер Грей рассказывает о природных задатках, которые дают детям самообучаться, а также о том, как создать условия для раскрытия этих задатков. Основное условие — это свобода, отсутствие которой замедляет психическое развитие ребенка. Ведь в свободных играх дети учатся дружить, решать различные проблемы, преодолевать собственные страхи.

«… До земли было 4 или 6 метров, но этого вполне хватало, чтобы я, пятилетний, чувствовал и опасность, и одновременно уверенность, что, столкнувшись с этой опасностью, смогу самостоятельно справиться с ней и остаться в живых.»

Мы покупаем своим детям множество игрушек, водим в школы раннего развития, занимаемся с ними, чему-то учим. но при этом дети находятся под постоянным контролем взрослых. Постоянная наша забота лишает детей нужной свободы. А это, по мнению автора, снижает умственное и физическое здоровье.

«Сейчас, если вы и встретите на улице ребенка, но наверняка он, во-первых будет в школьной форме, а во-вторых, будет выполнять указания старших. При этом родители, несомненно, наблюдают за ним и с чувством выполненного долга радуются каждому его движению.»

На улице или за компьютером

Многие родители жалуются на то, что их ребенок проводит много времени за компьютерными играми. Автор книги легко объясняет причину данной проблемы. А причина эта в том, что дети стали меньше времени проводить на улице, свободно играя с друзьями. Вот и получается, что компьютер — единственное место, где они могут играть свободно, сами по себе, без взрослых. Да и сами родители, если уж быть откровенными, несмотря на свои жалобы по данному поводу, рады, что их ребенок, пусть и за экраном, но под присмотром.

 

Что такое игра?

В своей книге автор ставит задачу рассказать родителям, педагогам о значимости игры в самообразовании ребенка, ее влиянии и значении, роли в социальном и эмоциональном развитии ребенка. И несмотря на то, что мы, казалось бы, все это и так знаем, польза книги велика. Грей преподносит информацию более живо, интересно, с множеством примеров и сравнений. Здесь вы прочитаете об основных моментах игры, правилах, силе игры и другом — о чем не прочитаете в психологических книгах, журналах и учебниках. Вот некоторые моменты.

 

Четыре вывода о влиянии и значении игры

1. Если заставлять ребенка учиться хорошо, можно помешать ему учиться совсем.
2. Творческие способности не будут развиваться, если заставлять ребенка мыслить творчески.
3. Озорной настрой стимулирует творческие способности и помогает проникать в суть вещей при решении задач.
4. Игровое состояние разума помогает детям решать логические задачи.

 

Ценные уроки, которые дети могут извлечь из жизни

1. Чтобы игра продолжалась, все должны быть довольны.
2. Правила игры определяют участники, правила можно менять.
3. Конфликты решаются в спорах, участники приходят к соглашению в процессе обсуждения.
4. Нет большой разницы между вашей командой и командой противника.
5. Хорошая игра и удовольствие от нее намного важнее победы.

 

Пересказать о всех ценностях книги в одной статье невозможно. Но уверена, что, прочитав ее, вы ни капли не пожалеете о затраченном времени. Книга достойна внимания не только родителей и педагогов, но и чиновников из системы образования. Жаль только последние не заинтересованны в изучении данного вопроса.

«Мы обязаны каждому ребенку предоставить условия для обучения… Существует много возможностей это сделать. Один из вариантов — система нетрадиционных школ, где дети играют, развиваются и учатся в условиях, пригодных для здорового умственного, физического и морального развития.»

 

Автор Сейтнефесова Светлана

 

svoboda-big Питер Грей «Свобода учиться»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

iconMif Купить в МИФ

iconLitr Купить на ЛитРес

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:




Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Как мы воспитываем детей?

Часто мы воспитываем детей так, как воспитывали нас, либо с точностью до наоборот, когда наши детские желания шли вразрез со взрослыми

Готовимся к школе вместе с KUMON

KUMON. Готовимся к школе от издательства МИФ.Детство помогут вашим малышам развить мелкую моторику, внимание, усидчивость, мышление и другие навыки

Книжки-малышки от Тани Русситы

Книжки-малышки Татьяны Русситы отлично подойдут малышам дошкольного возраста, которые только-только учатся читать



Обсуждения
  1. Эта книга долго лежала у меня в корзине в Лабиринте, как-то не решалась заказать. Теперь стало интересно прочитать ее. Спасибо за обзор.