Тест «Нарисуй человека»
Этот метод один из самых информативных, поскольку сам ребенок и все люди вокруг него — наиболее значимые объекты детского мира, а значит рисовать человека — одно из наиболее естественных для него занятий.
Фото © Zimmer School
Тест «Нарисуй человека» позволяет не только определить уровень развития интеллекта ребенка, но и разобраться во многих нюансах его психики: понять, умеет ли он общаться и насколько удовлетворен своими социальными контактами, определить его эмоциональное состояние, уровень самооценки, степень психологического благополучия и социальную направленность личности, а также выявить наличие тревожности и страхов и прояснить уровень агрессивности.
На что обратить внимание во время проведения теста «Нарисуй человека»?
1. Общее впечатление от рисунка и выражение лица изображенного человека.
Лицо — прямая проекция эмоций и настроения ребенка: радостное выражение говорит о благополучии, грустное свидетельствует о печали, растерянное — о тревоге и неуверенности, отстраненное, безличное — о погруженности в себя, злое — об агрессии, а неприятное, нарочито отталкивающее — о негативизме и, возможно, асоциальности (стремлении идти против общества, традиций, требований).
2. Поза изображенного человека.
Так, в состоянии острого личностного кризиса, в случае ссор с друзьями и родителями дети (чаще всего подростки) рисуют человека, повернувшегося спиной, отвернувшегося от остальных элементов сюжета. Если изображенный человек лежит — это говорит об упадке сил, астении, плохом самочувствии или же нервном истощении (в норме даже больной ребенок активен и ассоциирует себя с динамичными персонажами). Бегущие или занятые каким-либо делом герои характерны для деятельных, активных ребят с творческой направленностью.
3. Конкретный персонаж.
Если на рисунке изображен не просто человек, а некий конкретный персонаж (к примеру, герой сказки или мультфильма) — это может свидетельствовать о демонстративности характера.
Изображение лица с высоким социальным статусом – президента, монарха – говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем или же зацикленности на материальной стороне жизни (главное — иметь!).
Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности или о стремлении к защите (защитная агрессия).
Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией — им хочется выделиться хотя бы в роли шута, если не выходит по-другому.
Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму. Это реакция протеста против чрезмерного давления либо напротив, результат родительской политики «можно все», в следствие чего ребенок не видит границ допустимого.
Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя (возможно, даже нуждающихся в помощи специалистов) или одиноких (так бывает, когда вместо себя занятые родители подсовывают детям мультфильмы и компьютерные игры, герои которых становятся ребенку ближе, чем живые, реальные люди).
4. Изображение отдельных частей тела
Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак.
Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка, а преувеличенно, непропорционально огромная голова — свидетельство того, что ум в глазах ребенка — единственное человеческое достоинство и такие качества, как доброта, дружелюбие и прочее, им недооцениваются.
Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией и грубым нарушением пропорций — совершенно разных размеров, расположенных в необычном месте, например, на лбу или подбородке. Может быть нарисован лишь один глаз. Все это — признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов, но может быть свидетельством и более серьезных нарушений, лежащих уже не в области психологии, а в области психиатрии и неврологии.
Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.
Рот – тоже элемент показательный. Торчащие зубы, особенно заостренные, – признак вербальной агрессии (ребенок склонен сразу переходить на крик, если что-либо его не устраивает); рот перекошенный (после 7 лет) – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.
Подчеркнуто большие органы чувств – уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир, отгородиться от внешнего мира — так бывает, когда обстановка вокруг слишком давящая или же происходят такие события, после которых ребенок не хочет никого слышать и слушать (его обманули, на него постоянно кричат и т.д.).
Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.
Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью. Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.
Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.
Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной). Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него. Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены. Такой рисунок свидетельствует и об экспансивности натуры, о желании распространить свое влияние как можно шире, т.е. если ребенок изображает с такими руками кого-то из родителей — значит, этот человек слишком стремится влиять и контролировать его везде и чересчур много. Большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка конфликтен и склонен решать споры силой либо его внутренне напряжение не находит выхода (ребенок опасается вести себя «жестко», боясь наказаний, но агрессия скопилась в большом количестве и вот-вот прорвется).
Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, насколько он нуждается в опоре и поддержке, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.
Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.
Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).
5. Детали рисунка
Оружие (включая палку в руке) — признак агрессивности. Чем его больше и чем оно страшнее, тем актуальнее проблема.
Сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности, стремление идти вразрез с нравственными нормами, причем стремления демонстративного, «напоказ» и назло.
Игрушки, воздушные шарики , конфетки, мороженое и прочие детские атрибуты на рисунке подростка говорят об инфантильности либо о желании вернуться в те времена, когда жилось лучше (убежать в детство).
Украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам», скажут о демонстративности автора рисунка
Раны, шрамы, уродства – признаки невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.
Анализ рисунка читайте в следующей статье.
Автор Наталья Проценко
Источник: Shkolazhizni.ru
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Обсуждения