Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе


Игры и упражнения на снятие страховКогда вы чувствуете, что ребенок труслив, по­дозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные игры и упражнения на снятие страхов, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие  люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

 

«Мышь и мышеловка»

(для  детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих 5—6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка (м.б., сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.



Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не  делали  больно мышке.

Если  взрослый  замечает,  что мышонок  загрустил и  не  может   выбраться,   он   регулирует  ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем  его».

 

«Кораблик»

(для  детей с 5 лет)

Необходимо небольшое одеяло. Количество игра­ющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5—6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или « Стоп машина!», или « Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

 

«Качели»

(для  детей с 4 лет)

В упражнении могут участвовать ребенок и ро­дитель или двое детей. Один садится в позу «заро­дыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи си­дящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2—3 минуты.

Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем   участники   меняются   местами.

 

«Неваляшка»

(для  детей с 6 лет)

Необходимое количество участников — трое, же­лательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение впе­ред, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2—3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сна­чала минимальной.

 

«Соломинка на ветру»

(для  детей с 6 лет)

Упражнение выполняется с группой детей и взрос­лых не менее 6—7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «со­ломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и» осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

 

«Нарисуй свой страх, победи его»

(для  детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор -он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выра­жение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».

 

«Художники-натуралисты»

(для  детей с 4 лет)

Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и пред­убеждениями.

Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Раз­ноцветная мозаика» и т. д.

После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.

 

«Дизайнеры»

(для  детей с 4 лет)

Для игры необходимо накопить несколько непон­равившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.

Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя. После   игры   хорошенько  отмойтесь.

 

«Жмурки»

(для  детей с 4 лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по ком­нате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!». Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с ра­достью.

 

«Маски»

(для  детей с 6 лет)

Минимальное количество участников — 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходима краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

 

«Расскажи свой страх»

(для  детей с 5 лет)

Минимальное количество участников — 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о де­тских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Следите, чтобы сюжеты расска­зов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.

 

«Необычное сражение»

(для  детей с 5 лет)

Количество участников — не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее вы­сохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь. замечание: Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победите­лем.

 

«Рыбаки и рыбка»

(для  детей с 6 лет)

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.

Два участника — рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки — это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцеп­ленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, пол­зущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2—3 раза.

Движения сети должны быть в меру агрессивными.

 

«Медвежонок»

(для  детей с 4 лет)

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно дви­жутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

 

«Чехарда»

(для  детей с 6 лет)

Играют 3—5 участников. Один стоит на четве­реньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника. Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расши­ряет свободу движений.

 

Статья содержит информацию из открытых источников

 


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:



Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта



Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Затруднения в общении, конфликтность и обособленность — признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины эмоционально-личностных проблем

Игры с детьми, испытывающими страхи

«Детское состояние души проходит через всю нашу жизнь — именно оно побуждает нас искать смысл жизни, искать Бога.» Владимир Леви Для борьбы с детскими страхами  […]

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций