О чем могут рассказать детские рисунки?
«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.»
М.М.Пришвин
Прошли те времена, когда родители и воспитатели искренне радовались любым рисункам детей — результату их творчества и проявлению фантазии. Родители анализируют буквально каждый штрих: почему солнце зеленое? почему папа такой маленький? Они задаются вопросами: «Что делать, если сын рисует только черным? У него депрессия?!» или «Дочь изображает только цветы и животных, и никогда — людей. Неужели у нее аутизм?»
Фото © VectorStock
О чем же могут поведать нам картинки, которые рисуют наши дети? Конечно, в первую очередь о том, что наиболее важно и актуально для ребенка. Человек любого возраста, и в особенности ребенок и подросток, проецирует на лист бумаги свои переживания, выплескивает в изображении эмоции, поэтому рисунок — это «рассказ» о том, что его волнует и занимает. Изображая что-либо — человека или событие, — ребенок так или иначе передает свое отношение к нему и, следовательно, непременно выдаст самое существенное.
Именно поэтому дети рисуют в первую очередь значимых людей, т.е. тех, к кому испытывают яркие эмоции (причем не только положительные, но и отрицательные и противоречивые). Иногда важных для себя людей ребенок изображает в виде животных. Поэтому стоит иметь в виду, что в детских рисунках звери, птицы и насекомые, скорее всего, персонифицированы.
Люди, занимающие главное место в детской душе, обязательно присутствуют на рисунках, причем они выделяются яркими цветами, наделяются красивыми деталями, обладают значительным размером и расположены на листе «выше всех».
Если же ребенок «забывает» нарисовать кого-то из членов своей семьи либо рисует его крошечным, блеклым и невыразительным, далеко от остальных — налицо явно проблемные отношения с ним, болезненные настолько, что ребенок стремится их вытеснить.
Еще больше стоит задуматься, если ребенок не изображает самого себя — вероятнее всего, он чувствует себя отвергнутым, ненужным, неважным.
Существенным фактором являются также и многочисленные исправления картинки либо полная ее ликвидация (все стер или порвал: «Не получилось!») — это сигнал тревожности, переполненности эмоциями, неуверенности в себе.
Во всех этих случаях лучше проконсультироваться с детским психологом, чтобы прояснить картину в целом, а не строить догадки.
Кроме людей, ребенок рисует и значимые ситуации — то, что произвело сильное впечатление и оставило след в душе. Так он «прорабатывает» в подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и ближайшем окружении. Анализ сюжета рисунков даст возможность понять, как ребенок видит, к примеру, свою семью или события, происходящие с ним, также позволит разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей. Дети плохо умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, зачастую они не могут не только сформулировать их, но даже четко осознать. А вот нарисовать их — это вполне по силам. А внимательные родители способны вовремя обратить внимание на такие рисунки.
Фото © Doodleboat
Что же еще мы можем «увидеть» в рисунке?
- имеются ли у ребенка страхи
- есть ли депрессивные тенденции
- наличие тревожности (как черты характера) и тревоги (как текущего состояния)
- особенности поведения в сложных ситуациях, ососбенности реагирования ребенка на стресс (повышение агрессии, стремление замкнуться в себе и т.д.)
- уровень агрессивности у ребенка и ее формы: физическая, вербальная, защитная, невротическая
- импульсивность характера
- экстраверсия (стремление к активному общению и познанию окружающего мира) или интроверсия (направленность на собственный внутренний мир)
- уровень умственного развития, определяющийся в зависимости от того, соответствует ли выполненный рисунок возрасту
- активность либо пассивность ребенка
- развитость умения планировать свои действия, уровень самоконтроля
- преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности
- наличие склонности к демонстративному поведению
- отношение ребенка к сексуальной сфере
- отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам
- удовлетворенность потребности в общении или, наоборот, избегание общения (аутизация)
- степень адаптации к обществу (социализированности ребенка) и умения приспосабливаться к людям и обстоятельствам
- наличие антисоциальных тенденций, стремления вступить в конфликт с обществом, социальными нормами и отдельными людьми.
Чтобы в полной мере разобраться во всех нюансах, научиться грамотно и творчески видеть и интерпретировать все вышеперечисленные особенности, необходимо, конечно же, специальное обучение и опыт. Также важно помнить, что один рисунок — это «частный случай», и рассматривать его можно только в комплексе с поведением ребенка, с другими его рисунками, с его пояснениями сюжета и с семейной ситуацией.
Из книги
Автор
На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
![]() |
Наталья Царенко «Читаем мысли наших детей»
|
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Действительно интересная и важная статья! Буду разбираться теперь в рисунках своих малявок))